учитель русского языка и литературы
Монахова Ольга Павловна.
Учитель русского языка и литературы МБОУ "Зарубинская СОШ", закончила Кемеровский государственный университет. Педагогический стаж 42 года. Награждена медалью Кемеровской области "За достойное воспитание детей", почетными грамотами и благодарственными письмами Департамента образования и науки Кемеровской области и администрации Топкинского муниципального района.
Тема: Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве.
Интеграция истории, литературы и искусства при изучении темы раскола призвана обеспечить более глубокое понимание литературного материала за счет повторения известных обучающимся исторических сведений об эпохе противоборства светской и духовной власти. О причинах раскола в Русской православной церкви и обществе и привлечения новых исторических фактов.
Интеграция позволяет подавать исторические знания пропедевчески, интенсифицирует урок и в целом дает возможность для реализации множества целей в их единстве.
Интегрированный урок задуман как занятие с высокой практической направленностью, которая достигается благодаря взаимодействию дисциплин, эффективность которого достигается посредством взаимодействия различных дисциплин. Тема урока заставляет обучающихся «осваивать» жизнь, размышлять над ее вечными проблемами, переживать и воспринимать художественный текст не как литературную условность, а как отражение реальной жизни.
1. Объединение в одном уроке двух дисциплин помогает созданию особого вида мотивации - проблемной ситуации, активизирует аналитическое мышление, развивает умение видеть за отдельными жизненными фактам, явлениями закономерности.
Осмысление сложных исторических процессов на уроке литературы и истории не отвлекает от решения других, не менее важных задач: изучения литературного произведения, наблюдения над его особенностями , развития речевых(коммуникативных) навыков: совершенствования выразительного чтения, монологического высказывания.
Работа с репродукцией картины В. Сурикова «Боярыня Морозова», репродукцией картины В. Грехова «Аввакум» позволяет обучающимся глубже проникнуть в понимание характера Аввакума, его сподвижников.
Воспитательный и научный потенциал урока реализуется в анализе литературного материала и осмыслении исторических фактов, в размышлениях о сложностях человеческих характеров.
Цели:
- помочь раскрыть причинно-следственные связи противостояния светской и церковной власти в XVII веке
- формировать умение анализировать художественный образ, интегрировать исторический факт, сравнить исторические источники и литературные произведения с целью воссоздания образов главных идеологов раскола
- учить в ходе дискуссии отстаивать свою точку зрения о моральном праве выбора человека в условиях идеологической борьбы
- продолжать формирование личной нравственной позиции
- способствовать формированию высоких нравственных качеств (уважение к национальным традициям, к нравственным убеждениям, вере другого человека)
Тип урока: интегрированный( литература, история, искусство)
Основные понятия:
Раскол
Художественный образ
Интерпретация
Оборудование:
Схемы, таблицы, литературные произведения («Житие протопопа Аввакума», Д.Мордовцев «Великий раскол» (фрагменты), репродукция икон на тему «Житие протопопа Аввакума», репродукция картины В.Грехова «Аввакум», репродукция картины В.Сурикова «Боярыня Морозова».
Художественный фильм «В начале славных дел» («Самосожжение»)- 3-4 минуты.
Ход урока:
I. Сообщение темы урока, цели, словарная работа (см. словарь)
II. Беседа по теме урока.
1. Какую роль играла православная христианская церковь в жизни российского общества в XVII в. ?
2. Почему следование примеру Иисуса Христа, соблюдение его заповедей было нравственной основой жизни для простого народа?
3. Как церковь использовала усиление своего влияния на государственную власть
III. Работа в группах.
Задание I группе:
1. Вспомните, почему в XVII в. Возникла необходимость церковной реформы? Работа со схемой.
2. Что лежало в основе противостояния, расколовшего общество во II половине XVIIв.?
3. Составить таблицу.
Раскол в русской православной церкви и обществе. |
||
1 |
Причины |
|
2 |
Повод |
|
3 |
Участники |
|
4 |
Формы противостояния |
|
5 |
итоги |
|
Задание II группе:
1. Вспомните, что представляли собой типичные для средневековой литературы «Жития святых»?
2. Чем отличается от них «Житие протопопа Аввакума»?
3. В чем новаторство Аввакума как писателя?
(Живость языка, эмоциональность стиля – он не пишет своем житие, а разговаривает с нами о своей жизни, своих сподвижниках, дословно передает многие разговоры, использует просторечные выражения, добавляет к словам “частицы” “су” и “де” , которые придают речи живость. Характер слова – проповеднически, тон – доверительный, задушевный. Особенность стиля – сочетание торжественных интонаций с искренними, проникнутыми юмором. Чувство юмора сохраняет автор в самые трудные трагические минуты. Некоторые истории носят притчевый характер).
В результате работы заполняется сравнительная таблица
Вопросы для сравнения |
“Жития святых” |
“Житие протопопа Аввакума” |
1. Автор |
|
|
2. Герой |
|
|
3. Характер |
|
|
4. Особенности композиции |
|
|
5. Язык, стиль |
|
|
Задание III и IV группе:
1. Прочитайте фрагмент 1 из романа Д.Мордовцева «Великий раскол»
2. Определите особенности отражения исторического события через сопоставление с текстом «Жития…»
3. Какие моменты жизни протопопа Аввакума привлекли внимание автора? Почему?
4. Сравнить личность протопопа Аввакума с художественным образом.
Художественный образ |
“Житие протопопа Аввакума” |
Д. Мордовцев “Великий раскол” (фрагмент) |
1. Внешние черты (портрет) |
|
|
2. Психологический анализ (воссоздание чувств, мыслей, побуждений, внутреннего мира) |
|
|
3. Прямая авторская характеристика |
|
|
4. Сопоставление с другими действующими лицами |
|
|
5. Изображение условий, в которых живет персонаж |
|
|
6. Изображение природы |
|
|
7. Изображение социальной среды, общества |
|
|
Задания V группе:
1. Прочитайте фрагмент 2 из романа Д.Мордовцева «Великий раскол»
2. Познакомьтесь с репродукцией картины В.Сурикова «Боярыня Морозова». Определите особенности отражения исторической эпохи на картине В.Сурикова.
3. Сопоставьте образ боярыни Морозовой на картине В.Сурикова с художественным образом.
4. Как художник средствами живописи передал мотив раскола?
(Дровни будто рассекают толпу по полам. Двоеперстие юродивого как бы соединяется в одну линию с двоеперстием Морозовой. Цветовое решение, напряженный взгляд героини, решительность её жестов, сила воли, которая чувствуется в фигуре. Главная мысль картины – идея жертвенности. В истории всегда есть добровольные жертвы во имя идеи).
IV. Выступление экспертов.
Отчет каждой группы о результатах проделанной работы.
V. Рассказ учителя истории.
Формы сопротивления.
В 1865 году был принят указ, согласно которому предписывалось жечь староверов в срубах, кзнить смертью, бить кнутом и ссылать приверженцев древних обрядов. Преследования ломали слабых, но ожесточали сильных.
После этого начинается бегство старообрядцев на Север, в Заволжье, на Урал (скиты). Поиски “сокровенного града Китежа”, или утопической страны Беловодье.
“Самосожжение” – “Гари” начиналось с 70-х годов XVIIв. Только в 1675 – 1695г.г. было зарегистрировано 37 “гарей”, во времена которых погибло не менее 20 тыс. человек.
VI. Просмотр фрагмента фильма “В начале славных дел» (3 – 4 мин.)
1.В чем причина массовых самосожжений?
2.Как соотносятся самосожжения с представлением христиан о том, что самоубийство – тягчайший грех?
VII. Итоги урока:
На основании проделанной работы обучающиеся делают вывод о том, что церковная реформа привела к расколу приверженцев Русской православной церкви, к ослаблению её влияния на государство и культуру, привело к подчинению церкви государству, к превращению его в могущественную империю.
Раскол стал проявлением духовного кризиса русского средневекового общества, однако он не привел к существенному обновлению культурной жизни. Официальная власть и церковь оставалась враждебной к новшествам и европеизации. Раскол поколебал авторитет церкви и способствовал секуляризации культуры.
Секуляризация – освобождение от церковного влияния.
VII. Домашнее задание.
Написать сочинение – размышление. Можно ли считать протопопа Аввакума фанатом веры или это лишь проявление свободы совести?
Прочитать произведение Н.С.Лескова “Очарованный странник”, сравнить образ главного героя с образом протопопа Аввакума.
Забвению не подлежит…
(Литературный вечер)
Монахова Ольга Павловна,
учитель русского языка
и литературы.
Цель:
1. пробуждать интерес к истории войны, истории своей семьи,
2. расширять знания о событиях, связанных с Великой Отечественной войной,
3. воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за свой народ.
Оборудование: реликвии войны (письма, фотографии, вещи) записи песен военных лет, иллюстрации, плакаты.
Ведущий. Мы посвящаем вечер памяти тем, кто перенёс нечеловеческие муки войны, кто пал смертью храбрых в боях за родину, за нашу светлую жизнь, за нас с вами.
Ведущий. Мы посвящаем вечер ветеранам Великой Отечественной войны
Ведущий. Главный герой сегодняшнего вечера – письма.
Ведущий. Письма одного поколения другому….
Начинает звучать песня “Священная война ”(муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева - Кумача).
Мы – руки,
Мы – руки,
Мы – губы,
Мы – люди.
Мы прошли через реки, пожары, бои от имени всех оборвавшихся судеб, от имени всех не начавшихся судеб
Мы судьбы твои
По горькому праву,
По гордому праву,
По странному праву
Мы – судьбы твои.
Над нами колючие ветры плясали,
Нас долго озябшие руки писали.
В короткое время солдатского сна,
Когда суховато дробилось кресало
И пламя коптилки из тьмы воскресало,
И на два часа воскресала война.
Потом нас поселками горькой России
Усталые люди на спинах носили.
А сзади взрывались часы тишины.
Сошли штемпеля, и не помнятся даты,
Мы были не письма – мы были солдаты,
Мы тоже не все возвратились с войны.
Ведущий. Письма с фронта… Вот они лежат перед нами. Многие из них написаны наскоро, в промежутках между тяжёлыми боями, в окопах, блиндажах при свете коптилки, на койках медсанбатов.
Ведущий. Поистерся карандаш, выцвели чернила…
Пожелтели зачитанные, облитые слезами…
Последние слова ведущего сопровождаются песней муз. В. Шаинского, слова С. Острового “Письма”. По окончании луч высвечивает мать и сына. Они читают фронтовые письма.
Сын 22 апреля 1941г
“Я буду биться с врагом до последнего вздоха. За нашу прекрасную страну, воспитавшую меня, за страну, которую ты, отец, старый большевик, завоевал. Отец – тебе не придется за меня краснеть, я не подведу, не посрамлю твою седую голову”.
Мать: Осенним хмурым днем сорок четвертого, почтальон принес. Степану Васильевичу - отцу гвардии лейтенанта Нефедова – письмо с фронта. Глянул отец на конверт – и руки задрожали: не сына рука писала. 10 октября 1944г. Сергей Степанович Нефедов погиб.
Сын: 3 января 1942г.
Мы Новый год встретили новыми ударами по врагу. В 24:00 было морозно, осветила луна и слышались громовые ракеты нашей “катюши”, посылающие новогодние гостинцы гансам и фрицам. Мы имеем успехи на всех фронтах, в том числе и на Западном. Здесь немцам будут клещи.
Мать: Когда началась война, Павлу Декалову исполнилось девятнадцать лет. Он ходило в разведку, добывал сведения о противнике.
2 Февраля 1942г. Павел Декалов погиб.
Сын: “Скоро вы услышите о нашей победе. Наши артиллеристы сейчас так обрабатывают передний край противника, аж у нас дрожит земля” – так писал Николай Фролович Храмов своей жене и детям в Мариинск.
Звучит песня “Землянка” (муз. К. Листова, сл. А. Суркова.).
Мать: «Никак не могу смириться с мыслью, что нашего веселого Яши и папы больше нет. Ведь осталось совсем не много, и Гитлер задохнется в своей норе. Буду мстить, мстить за смерть папы и Яши. Все мои слезы отольются подлым фашистам».
Сын: Гвардии сержант Надежда Храмова дошла до Ордера, в одном из боев второй раз подкосила вражеская пуля . От тяжелых фронтовых ран скончалась отважная сибирячка в госпитале.
Мать: В 17 лет добился зачисления в дивизию сибиряков-добровольцев новокузнечанин Юрий Нестеров- сын большевика-подпольщика.
Сын: 13 апреля 1945 г.
« Папа сегодня я вам пишу ввиду того, что на днях наступаем на логово фашистского зверя- Берлин. Письмо, конечно, придет поздно, когда произойдут все эти события….
Мать: 1 мая 1945г. Младший лейтенант Юрий Николаевич Нестеров геройски погиб, в 13 км от Берлина.
Ведущий: Письмо с фронта, документы, над которыми не властно время. И пусть чтение этих живых строк будет для нас минутами молчания, данью преклонения перед светлой памятью тех, кто их писал:
Мать: 30 ноября 1941 г.
«Милая мамочка!
Пишу это письмо перед смертью. Ты его получишь, а меня уже не будет на свете. Ты. Мама, обо мне не плач и не убивайся. Я смерти не боюсь…
Мама, я все же завидую тебе немного: ты хоть живешь пятый десяток, а мне пришлось прожить 24 года, а как бы хотелось пожить и посмотреть какая будет дальше жизнь. Ладно отбрасываю мечты.. Писать кончаю, не могу больше писать: руки трясутся и голова не соображает ничего – я уже вторые сутки не кушаю, с голодным желудком умирать легче. Знаешь, мама, обидно умирать. Ну \, все. Целую вас всех и тебя, мою мамочку».
Сын: Комсомолка- партизанка Поршнева Вера выдержала нечеловеческие пытки в Фашистских Застенках, не выдав товарищей. Была расстреляна в декабре 1941 года.
Мать: 24-25 мая 1942 г.
«Родные мои, мама, папа, Верочка, Глафира!
Сегодня, завтра - я не знаю, когда меня расстреляют за то, что я не могу идти против своей совести, за то, что я комсомолка. Я не боюсь умирать и умру спокойно».
Сын: Елену Константиновну Убийвовк пытали и допрашивали 26 раз. 26 мая 1942 г. Ее расстреляли с группой товарищей в г. Полтаве. Ведущий: Каждое письмо из дому, даже самые беспомощные каракули дочери-первоклашки, прибавляли воину сил, напоминали ему, во время чего он стоит на огненном рубеже и должен отстоять этот рубеж.
Ведущий: Ты жил надеждой, на добрые вести с фронта, фронт стоял неколебимо, уверенный в прочности тыла.
Чтец: Трепетало зарево пожаров, сквозь дрему,
в холоде ночей, видел я кузнецких сталеваров,
освещенных заревом печей.
В глубь землянок, в сумрачные поры,
Шли бойцы, закончившие бой,
Представлял: в Прокопьевске шахтеры
В этот час спускаются в забой…
Чтец: Стих. П. Синявского. «Солдатская память»
Память, солдатская память,
Строгая доля мужчин…
К ней ничего не прибавить,
Кроме седин и морщин.
Трубная радость победы
В сердце солдата жива,
Только в рассказах об этом
Память скупа на слова.
Память в мундире парадном
Редко приходит с войны,
Старым осколком и шрамом
Мирные сны не даны.
Снова гранаты по танку!
Снова - ни шагу назад!..
Память не выйдет в отставку,
Ей не позволит солдат.
Так же как все ветераны,
Страха, не зная в бою,
Память слезу вытирала,
Молодость, встретив свою.
К ней ничего не прибавить,
Кроме седин и морщин…
Память, солдатская память,
Строгая доля мужчин.
Ведущий: Слово предоставляем нашему гостю/можно пригласить несколько ветеранов/.
Выступление участника Великой Отечественной войны. В своем выступлении поделится
Воспоминаниями, желательно принести письма, зачитать выдержки. Затем в конце речи обратиться к будущим воинам, что их письма из армии желанны для родных.
Ведущий: Пусть подвиги отцов
Рождают в молодых сердцах
Гордость за свою великую страну!
Пусть вечно живет и продолжается
Историческая эстафета мужества и доблести!
Чтец: Стих. И.Уткина «Ты пишешь письмо мне»
Ведущий: Так пусть каждый из нас в минуты радости помнит, что этим необыкновенным людям мы обязаны своей радостью, свободой, жизнью. Пусть каждый, кому приходится трудно, не забывает, что им было намного трудней. Пусть никогда не померкнет в нашей памяти величие их подвига.
Ведущий: Они отстояли свободу. Они добыли Победу. Они принесли счастье! Все произошло так, как писал в застенках гестапо Юлиус Фучик: «И мертвые, мы будем жить в частице вашего великого счастья, ведь мы вложили в него нашу жизнь». Так будем же благодарными потомками всегда, всегда будем помнить о них!
Звучит песня ”День победы” (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова).