Программа развития школы
Рассмотрено на заседании педагогического совета МБОУ «Зарубинская СОШ» Протокол от 28.08.2019 г. № 1
|
|
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Зарубинская СОШ» С.В. Шалева Приказ от 30.08. 2019 г. № 80
|
|
Программа развития
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Зарубинская средняя общеобразовательная школа»
на 2019 – 2024 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Зарубинская средняя общеобразовательная школа» (далее – Программа или Программа развития) является стратегическим документом, определяющим пути и основные направления развития школы на период с 2019 года до 2024 года в логике современной государственной образовательной политики и с учетом потенциала саморазвития образовательного учреждения.
Программа подготовлена рабочей группой школы.
В программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованные главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса. Развитие школы в данный период предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе.
Программа является инструментом управления, развитием образовательного процесса и учреждения в целом. Она предназначена для систематизации управления развитием школы, а также разработки и реализации комплекса мер, направленных на достижение школой качества образования, адекватного запросам современного российского общества, уровню развития педагогической науки и меняющимся социально-экономическим условиям; на становление демократического уклада школы как действующей модели гражданского общества.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Наименование Программы |
Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Зарубинская средняя общеобразовательная школа» |
Цель Программы |
Совершенствование образовательного пространства в соответствии с требованиями законодательства и с учетом потребностей социума |
Задачи Программы |
1.Эффективное использование кадровых, материально-технических ресурсов образования для обеспечения высокого его качества, максимального удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, запросов семьи и общества. 2. Обеспечить поэтапное внедрение профессионального стандарта педагога в школе. 3. Привлечение молодых специалистов. 4. Совершенствование методов и технологий реализации образовательного процесса для успешной социализации детей, формирования различных компетенций. 5. Создание условий для самоопределения, выявления и реализации индивидуальных возможностей каждого ребенка, поиск и поддержка одаренных и талантливых детей. 6. Создание условий для всестороннего развития учащихся во внеурочной деятельности. 7. Создание условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. 8.Создание условий для развития здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей сохранение здоровья детей, и совершенствования работы системы психологического сопровождения образовательного процесса. 9. Формирование условий для удовлетворения граждан в качественном образовании; открытость образовательного пространства через участие общественности в управлении школой и развитие информационной среды школы. 10.Формирование и совершенствование педагогических компетенций, развитие кадрового потенциала школы. 11. Совершенствование материально-технической базы школы для обеспечения высокого качества непрерывного образовательного процесса, оптимизации взаимодействия всех его участников. |
Сроки реализации Программы |
2019 – 2024 гг. |
Нормативно-правовые основания для разработки Программы развития |
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Конвенция о правах ребенка; - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»; - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 792-р об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образование» на 2013-2020 годы; - Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897; - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г., №413); -Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года; - Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р); - Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, (утв. Правительством РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями) от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г.; -Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014г № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)»; - Устав МБОУ «Зарубинская СОШ». |
Этапы реализации Программы |
Первый этап (2019 – 2020 учебный год) – аналитико-проектировочный: - Проблемно-ориентированный анализ результатов реализации предыдущей Программы развития (2014 - 2019 гг.); - Разработка направлений приведения образовательной системы школы в соответствие с задачами программы развития на 2019 - 2024 гг. и определение системы мониторинга реализации настоящей Программы. Второй этап (2020 - 2024 учебные годы) – реализующий: - Реализация мероприятий плана действий Программы; - Реализация ФГОС ООО и внедрение ФГОС СОО. - Реализация образовательных и воспитательных проектов. -Нормативно-правовое сопровождение реализации Программы развития; -Осуществление системы мониторинга реализации Программы, текущий анализ промежуточных результатов. Третий этап (январь – июль 2024) – аналитико-обобщающий: - Итоговая диагностика реализации основных программных мероприятий; - Анализ итоговых результатов мониторинга реализации Программы; - Обобщение позитивного опыта осуществления программных мероприятий; - Определение целей, задач и направлений стратегии дальнейшего развития школы. |
Перечень направлений |
1. ФГОС: образовательный стандарт в действии. 2. Повышение качества образования. 3. Поэтапное внедрение профессионального стандарта педагога в школе. 4. Гражданско-правовое образование и воспитание учащихся. 5. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе обучения. 6. Развитие информационной среды школы. 7. Инклюзивное образование в школе. 8. Развитие системы государственно-общественного управления. |
Перечень подпрограмм |
«Одаренные дети» «Усовершенствование материально-технической базы» |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- инфраструктура и организация образовательного процесса школы соответствует требованиям ФЗ-273 «Об образовании РФ», СанПиНов и другим нормативно-правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса; - оснащение 100% кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС; - доступность 100 % учебных кабинетов к локальной сети школы и к Интернет-ресурсам; - 100 % педагогов и руководителей школы пройдут повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по современному содержанию образования (в том числе ФГОС соответствующих ступеней образования) и инновационным технологиям; - не менее 25 % педагогов работают по инновационным образовательным технологиям; - не менее 50 % педагогов имеют опыт предъявления собственного опыта на профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах, в методических, психолого-педагогических изданиях, в том числе электронных и т.д.); - 100% обеспеченность специалистами и педагогами для организации службы сопровождения детей с ОВЗ; - переход на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения на всех ступенях обучения, ФГОС с ОВЗ; - 100% выпускников успешно осваивают общеобразовательные программы и сдают ГИА - 9, 11; - 100% учащихся охвачены доступной удовлетворяющей потребностям внеурочной деятельностью; - 100% учащихся обеспечены необходимыми условиями для занятий физкультурой и спортом; -успешная реализация инклюзивного образования в школе; - 80 % учащихся школы включены в исследовательскую и проектную деятельность; - в школе реализуется подпрограмма поддержки талантливых детей (по различным направлениям интеллектуального, творческого, физического развития); - 100% заполнение электронных журналов учителями-предметниками и электронных дневников классными руководителями; - не менее 50 % родителей (законных представителей) включены в различные формы активного взаимодействия со школой (через участие в решении текущих проблем, участие в общешкольных мероприятиях и т.д.). |
Исполнители |
Коллектив МБОУ «Зарубинская СОШ», Совет школы, родители, учащиеся, общественные организации. |
Порядок управления реализацией Программы
|
Корректировка программы осуществляется Педагогическим советом школы; Советом школы. Управление реализацией программы осуществляется директором. |
Источники финансирования
|
Бюджетное и внебюджетное финансирование. |
I. ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зарубинская средняя общеобразовательная школа» открыта в 1972 году. Школа находится в центре села Зарубино, в 36 км от районного центра г. Топки и в 56 км от областного центра г. Кемерово.
Всего школе 11 классов – комплектов. Все классы общеобразовательные. Классы располагаются в типовых помещениях, наполняемость составляет около 16 учеников.
Школа укомплектована педагогическими кадрами. Преподавание ведется по всем предметам
Из 12 педагогов школы имеют:
- звание «Отличник народного просвещения», - 1 чел.;
- грамоту Министерства образования и науки РФ – 2 чел.;
- высшую квалификационную категорию – 11 чел.;
- высшее образование - 11 чел.;
- средне-специальное образование – 1 чел.
Из 12 педагогов – 2 мужчин и 10 женщины. Средний возраст педагогов – 50 лет.
С 2011 года обучение в начальной школе ведется по федеральным государственным образовательным стандартам. С 2015 года началось поэтапное введение ФГОС основного общего образования.
В целях координации действий педагогического состава школы и планирования методической работы в школе действует методические объединения; 100% педагогических работников прошли курсовую подготовку за последние три года.
На протяжении ряда лет коллектив школы показывает стабильные результаты учебной работы. Качество знаний в целом по школе составляет 34% и более.
Выпускники успешно проходят государственную итоговую аттестацию в 9-х и11-х классах. Ученики показывают глубокие, прочные знания.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются предметные олимпиады. Учащиеся школы показывают хорошие результаты на муниципальных предметных олимпиадах.
Ежегодно на базе школы работает детский лагерь с дневным пребыванием детей.
Материально-техническая база учреждения укомплектована, пополняется новым оборудованием. В школе имеется компьютерный кабинет. В учебном здании работает столовая, которая обеспечивает горячим питанием детей на 100%. Столовая рассчитана на 60 мест. Есть детская и спортивная площадки.
Образовательное учреждение обеспечивает открытость и доступность информации о школе, информирование общественности, родителей не только через информационные стенды, но и через сайт школы.
II. SWOT-АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Для выявления потенциала развития образовательной системы школы был проведен SWOT-анализ, который позволил выявить ее сильные и слабые стороны (внутренние факторы), перспективные возможности и риски ее развития (внешние факторы).
Оценка внутреннего потенциала школы
|
Оценка перспектив развития школы исходя из внешнего окружения
|
||||
Сильная сторона
|
Слабая сторона
|
Благоприятные возможности
|
Риски
|
||
Реализация направления «ФГОС: образовательный стандарт в действии» |
|||||
• На данный момент в школе все общеобразовательные классы начальной школы обучаются по ФГОС НОО. • Созданы условия для выполнения ФГОС НОО; • учащиеся 5-8 классов обучаются по ФГОС ООО.
|
• Насыщенность урочной и внеурочной деятельности, потенциально возможные перегрузки учащихся, в сочетании с не сформированным здоровым отдыхом вне школы может вызывать усталость у некоторых учащихся; • При обновлении содержания образования нет полноценной поддержки от родительской общественности, частично проявляется сниженная активность и заинтересованность в участии жизни школы, а также при переходе на ФГОС; • У педагогов проявляется привычка работать по известной привычной модели подачи знаний, присутствует страх перед вступлением во ФГОС СОО. • Консервативный подход некоторых педагогов по отношению к изменению системы обучения может вызвать трудности при освоении ФГОС СОО; • Риск увеличения объема работы, возлагающийся на членов администрации и педагогов. |
• Привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях; • Внедрение инновационных технологий развивающего обучения; • Внедрение в систему воспитательной работы школы технологии социального проектирования.
|
• Нет существенной профессиональной поддержки при освоении ФГОС со стороны внешних партнеров, приходится реализовывать ФГОС внутри организации, вследствие чего возможны угрозы допустимых ошибок; •отсутствие единого подхода к критериальной базе по оценке достижений учащихся на уровне региона. |
||
Реализация направления «Повышение качества образования» |
|||||
• В школе создана и реализуется система подготовки учащихся к независимой оценке качества образования; • Создана система поощрения педагогов за качественную подготовку учащихся к ГИА; • Готовность некоторых педагогов к изменениям; • Возможность самообразования и повышения квалификации в очной, дистанционной и заочной формах. |
• Не все педагоги школы готовы морально к изменению подходов к обучению • Нежелание педагогов изменять формы работы, подходы к учащимся; •Нехватка опыта у молодых специалистов; •Преемственность при переходе в 5 класс слабая.
|
• Внедрение инновационных технологий развивающего обучения.
|
•отсутствие контроля со стороны родителей; •низкий социальный уровень некоторых семей. |
||
Реализация направления «Поэтапное внедрение профессионального стандарта педагога в школе» |
|||||
• Коллектив профессиональный и творческий.
|
• Нежелание участия в различных конкурсах профессионального мастерства; •Не все педагоги хорошо изучили профстандарт.
|
• Педагогический состав регулярно посещает курсы повышения квалификации, происходит обмен опытом на ММО; •Возможность посещать муниципальные мероприятия методической направленности; • Развитие имиджа школы как общеобразовательного учреждения, обеспечивающего качественное гармоничное образование. |
• Старение состава педагогического коллектива; • Недостаточное стимулирование молодых педагогов, недостаточная социальная поддержка; •Недостаток практического опыта.
|
||
Реализация направления «Гражданско-правовое образование и воспитание учащихся» |
|||||
• Наличие опытного и обученного кадрового потенциала; • Заинтересованность педагогических работников и учащихся в патриотическом воспитании; • Отражение гражданско-правового сознания в уроках истории, обществознания и внеурочной деятельности (проведение различных экскурсий, работа в школьном музее, изучение личностей героев, участников ВОВ области, района) |
• Недостаточная материально-техническая оснащенность базы; • Низкий уровень патриотического сознания школьников в современное время;
|
• Заинтересованность различных социальных институтов (военный комиссариат, МВД, местной власти в патриотическом воспитании) |
• Риск потери кадров; • Изменение концепций по патриотическому воспитанию. |
||
Реализация направления «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе обучения» |
|||||
• Расписание, урочная и внеурочная деятельность, кабинеты, оборудование соответствуют СанПиНам; • Углубленный медосмотр, контроль и отслеживание медицинских показателей учащихся; • Витаминизированное питание, отлаженное расписание работы школьной столовой; • Просветительская работа педагогов, кл. руководителей на темы здоровьесбережения, учителей физ. культуры и ОБЖ; • Спортивная работа (спортивные мероприятия, проведение Дней здоровья); • Организация медицинских осмотров для учащихся и учителей школы; •Использование здоровьесберегающих технологий во время уроков. |
• Нет дополнительных помещений и ресурсов для организованных спортивных занятий (нет площадка по отработке ПДД); • Недостаточное финансирование организации физкультурно-спортивных занятий.
|
• Привлечение социальных партнеров, спонсоров для организации учащимся полноценного физического спортивного развития. |
• Перегрузка учащихся урочной и внеурочной деятельностью; • Нездоровый и малоконтролируемый образ жизни семей. |
||
Реализация направления «Развитие информационной среды школы» |
|||||
•Материально-техническая база учреждения укомплектована, пополняется новым оборудованием; • Есть компьютерный класс, проектор, ноутбуки; •Создана частичная локальная сеть; • Создан сайт школы. |
•Несвоевременное пополнение сайта школы; •Нежелание педагогов использовать ИКТ в своей деятельности;
|
Низкая скорость интернета. |
•Отсутствие финансирование для привлечения дополнительных специалистов с информационной средой.
|
||
Реализация направления «Инклюзивное образование» |
|||||
•Частично созданы условия безбарьерной среды для обучения детей, имеющих особые образовательные потребности; •Некоторые специалисты обучены по данному направлению. |
•Нехватка профессиональных знаний у педагогов; •Моральная неготовность педагогов к принятию детей с ОВЗ.
|
•Посещение курсов повышения квалификации по данному направлению; •Участие в вебинарах, семинарах по инклюзивному образованию.
|
|
||
Реализация направления «Развитие системы государственно-общественного управления» |
|||||
• Педагоги пользуют предметные сайты, Интернет-ресурс для обогащения опыта, Функционирование Совета школы, общешкольного родительского комитета, органов ученического самоуправления. |
• Редко обновляется коллектив молодыми специалистами; • Некоторые классные руководители не в полной мере используют ресурс родительской общественности при решении проблем организации образовательного процесса; Формализм в работе Совета школы, некоторых родительских комитетов. |
• Перераспределение обязанностей членов коллектива; • Замена кадров, либо устранение или борьба с консерваторскими взглядами возможностей, поиска новых идей и ресурсов; • Возможность дистанционного обучения для обогащения опыта и обновления знаний.
|
• Нежелание должным образом работать с классными коллективами приводит к распаду как педагогического, так и учебного коллектива в общем; • Нет взаимодействия с внебюджетными организациями, коммерческими предприятиями для активации возможностей и поиска новых ресурсов. |
||
Реализация подпрограммы «Одаренные дети»
|
|||||
• Выстроена система работы с одаренными талантливыми детьми; • Проводятся элективные курсы, индивидуальные консультации, олимпиады, конференции, участие в интеллектуальных играх, проектах; • Существует сопровождение и подготовка учащихся со стороны педагогов;
|
• Дефицит временных ресурсов, как у учителя, так и у ученика; •Выявлением и поддержанием талантливых детей занимаются не все педагоги, существуют учителя, не преследующие данной цели в процессе обучения.
|
• Выстроена система работы с одаренными талантливыми детьми; • Проводятся элективные курсы, индивидуальные консультации, олимпиады, конференции, участие в интеллектуальных играх, проектах; • Существует сопровождение и подготовка учащихся со стороны педагогов;
|
• Дефицит временных ресурсов, как у учителя, так и у ученика; • Недостаточное систематическое сопровождение со стороны воспитательной части (нет систематически проводимых мероприятий, направленных на вовлечение к участию в олимпиадах, конференциях и т.д.); •Выявлением и поддержанием талантливых детей занимаются не все педагоги, существуют учителя, не преследующие данной цели в процессе обучения. |
||
Реализация подпрограммы «Усовершенствование материальной базы» |
|||||
•Создана достаточная материально- техническая база для обеспечения достижения высокого качества образования. |
•Недостаточное финансирование для внедрения всех необходимых требований ФГОС СОО. |
• Привлечение социальных партнеров к решению вопросов развития школы; • Финансовая поддержка школы за счет включения в различные адресные программы. |
• Недостаточное внебюджетное финансирование. |
||
SWOT-анализ позволяет выделить приоритетную стратегию развития образовательной системы школы до 2019 года – организованный переход, эффективное внедрение и качественная оценка результатов освоения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения на основе гармоничного развития образовательной среды и участников образовательного процесса.
Проведенный SWOT-анализ позволяет оценить, что внешние возможности и риски не являются определяющими в развитии образовательной системы школы. Стратегия развития ориентирована на внутренний потенциал развития школы и инновационные технологии управления и обучения.
III. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Основная стратегическая цель Программы развития МБОУ «Зарубинская СОШ» совершенствование образовательного пространства в соответствии с требованиями законодательства и с учетом потребностей социума.
Для достижения указанной цели должны быть следующие стратегические задачи:
1.Эффективное использование кадровых, материально-технических ресурсов образования для обеспечения высокого его качества, максимального удовлетворения образовательных потребностей учащихся, запросов семьи и общества.
2. Обеспечить поэтапное внедрение профессионального стандарта педагога в школе.
3. Привлечение молодых специалистов.
4. Совершенствование методов и технологий реализации образовательного процесса для успешной социализации детей, формирования различных компетенций.
5. Создание условий для самоопределения, выявления и реализации индивидуальных возможностей каждого
ребенка, поиск и поддержка одаренных и талантливых детей.
6. Создание условий для всестороннего развития учащихся во внеурочной деятельности.
7. Создание условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
8.Создание условий для развития здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей сохранение здоровья детей, и совершенствования работы системы психологического сопровождения образовательного процесса.
9. Формирование условий для удовлетворения граждан в качественном образовании; открытость образовательного пространства через участие общественности в управлении школой и развитие информационной среды школы.
10.Формирование и совершенствование педагогических компетенций, развитие кадрового потенциала школы.
11. Совершенствование материально-технической базы школы для обеспечения высокого качества непрерывного образовательного процесса, оптимизации взаимодействия всех его участников.
МОДЕЛЬ ШКОЛЫ – 2024
Настоящая программа развития предполагает, что в результате ее реализации, образовательная система школы будет обладать следующими чертами:
1) школа предоставляет учащимся качественное образование, соответствующее требованиям федеральных государственных стандартов второго поколения, что подтверждается через независимые формы аттестации;
2) выпускники школы конкурентоспособны в системе высшего и среднего профессионального образования;
3) в школе существует и действует воспитательная система культурно-нравственной ориентации, адекватная потребностям времени;
4) деятельность школы не наносит ущерба здоровью учащихся, в ней они чувствуют себя безопасно и защищены от негативных влияний внешней среды;
5) в школе работает высокопрофессиональный творческий педагогический коллектив;
6) педагоги школы применяют в своей практике современные технологии обучения;
7) школа имеет эффективную систему управления, обеспечивающую не только ее успешное функционирование, но и развитие, используются механизмы государственно-общественного управления школой;
8) школа имеет современную материально-техническую базу и пространственно-предметную среду, обладает необходимым количеством ресурсов для реализации ее планов;
9) школа имеет широкие партнерские связи с системой дополнительного образования;
10) школа востребована потребителями и они удовлетворены ее услугами, что обеспечивает ее лидерство на рынке образовательных услуг.
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГА ШКОЛЫ – 2024
Учитывая все вышеизложенное в предыдущих разделах, наиболее целесообразным представляется следующая модель компетентного педагога:
1) наличие высокого уровня общей, коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации сложной коммуникации, осуществляемой в режиме диалога;
2) способность к освоению достижений теории и практики предметной области: к анализу и синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности, достаточности, научности;
3) стремление к формированию и развитию личных креативных качеств, дающих возможность генерации уникальных педагогических идей и получения инновационных педагогических результатов;
4) наличие рефлексивной культуры, сформированность потребности в саморефлексии и в совместной рефлексии с другими субъектами педагогического процесса;
5) наличие методологической культуры, умений и навыков концептуального мышления, моделирования педагогического процесса и прогнозирования результатов собственной деятельности;
6) готовность к совместному со всеми иными субъектами педагогического процесса освоению социального опыта;
7) освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, отработки и интерпретации информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;
8) принятие понятия профессиональной конкуренции как одной из движущих идей развития личности педагога;
9) наличие культуры педагогического менеджмента в широком смысле, то есть стремление к самоопределению в ситуации ценностного выбора и к принятию ответственности за конечный результат педагогического процесса, что определяет профессиональную успешность в условиях конкуренции;
10) сформированность теоретических представлений о системно-педагогическом мышлении, наличие опыта системного исследования педагогической деятельности в целом и собственной педагогической деятельности;
11) осознание метода педагогической деятельности как одной из высших профессиональных ценностей педагога.
ОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА - 2024 года
Перспективная модель выпускника школы строится на основе Национального образовательного идеала - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа и ориентирована на его готовность к самореализации в современном мире. В понятии готовность отражается единство потребностей и способностей выпускника.
Соответственно, результатом деятельности школы станут, с одной стороны, сформированные личностные качества выпускника, а, с другой стороны, компетенции выпускника, значимые в социальном окружении и компетентности.
Выпускник должен обладать следующими чертами:
1) стремление к позитивной самореализации себя в современном мире;
- прочные знания по основным школьным предметам обучения;
- способность самостоятельно добывать знания, способность эффективно работать и зарабатывать, способность полноценно жить и способность нравственно жить в обществе;
- владение основами мировой культуры; воспринимать себя как носителя общечеловеческих ценностей, быть способным к творчеству в пространстве культуры, к диалогу в деятельности и мышлении, а так же проектировать и реализовать свои жизненные смыслы на основе общечеловеческих ценностей;
- готовность в любой момент защищать свою Родину, обладать твердыми моральными и нравственными принципами, знать Конституцию Российской Федерации, общественно-политические достижения государства, чтить государственную символику и национальные святыни народов, его населяющих, принимать активное участие в государственных праздниках;
- вести здоровый образ жизни гражданин России может принести своей стране практическую пользу;
- умение жить в условиях рынка и информационных технологий, знания компьютерной техники и иностранных языков, готовности к жизни в современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, ориентация в возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, ориентация в научном понимании мира;
- уважительное относиться к национальным культурам народов Российской Федерации, владение родным языком и культурой;
- наличие коммуникативной культуры, владение навыками делового общения, простраивание межличностных отношений, способствующих самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни;
- готовность выпускника основной школы к достижению высокого уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования;
- способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и осознанию своих обязанностей на основе традиций национальной духовной культуры.
МИССИЯ ШКОЛЫ
Социально-педагогическая миссия школы состоит в создании образовательной среды, способной удовлетворить потребность субъектов образовательного процесса в доступном качественном образовании, соответствующем современным требованиям и способствующем развитию потенциала субъектов образовательного процесса.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
ели, задачи, идеи и принципы развития МБОУ «Зарубинская СОШ», а также ее особенности, достижения и проблемы определяют основные направления совершенствования организации педагогического процесса.
4.1. ФГОС: образовательный стандарт в действии
С 1 сентября 2011 года МБОУ «Зарубинская СОШ» осуществило переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования второго поколения. Это позволило изменить основные требования к содержанию образовательного процесса, а также к условиям его реализации, не забывая при этом, что школа не только должна давать знания, но и серьезное внимание уделять воспитательному процессу.
В каждой параллели классов начальной школы выделено до 10 часов в неделю на внеурочные занятия во второй половине дня, во время которых реализуются дополнительные образовательные программы, программы социализации учащихся, воспитательные программы. Занятия проводятся в форме экскурсий, секций, презентаций проектов, бесед и т.д.
С 2015 года началось введение ФГОС основного общего образования.
Администрация МБОУ «Зарубинская СОШ» и все педагоги начального общего и основного общего образования поэтапно прошли курсы повышения квалификации по ФГОС.
Внесены изменения в основную образовательную программу, положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в связи с введением ФГОС второго поколения, продолжается поэтапное внедрение стандартов второго поколения в школе.
Цель: Обеспечение условий для внедрения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
Задачи:
- Создать комплекс организационно-методических и психолого-педагогических условий, обеспечивающий успешный поэтапный переход ОУ на освоение ФГОС общего образования второго поколения.
- Обеспечить единство и преемственность между уровнями общего образования при переходе к непрерывной системе образования в условиях внедрения ФГОС.
- Обеспечить реализацию новых федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Приведение нормативной базы ОУ в соответствие с требованиями ФГОС ООО |
До августа 2019 г |
Директор ОУ |
2 |
Приведение основной общеобразовательной программы ОУ в соответствие с требованиями ФГОС ООО |
До августа 2019 г |
Директор ОУ |
3 |
Изучение требований, нормативно-правовых документов по введению и реализации ФГОС ООО и СОО, ФГОС ОВЗ педагогами ОУ |
Постоянно |
Зам. директора по УВР |
4 |
Организация и проведение независимого мониторинга результатов освоения ФГОС НОО и ООО (ВПР) |
По графику Минобр РФ |
Зам. директора по УВР |
5 |
Развитие системы независимой оценки качества образования |
В течение всего периода |
Зам. директора по УВР |
6 |
Создание условий для повышения вариативности образовательных маршрутов и формирования ключевых компетентностей на основе внедрения новых принципов организации образовательного процесса |
К 2024 г |
Зам. директора по УВР |
7 |
Введение в педагогическую практику портфолио обучающихся 5-9 классов |
В течение всего периода |
Классные руководители |
8 |
Разработка и утверждение модели взаимодействия образовательного учреждения с учреждениями дополнительного образования детей, культуры и спорта, базовыми предприятиями и организациями в условиях введения ФГОС |
Начало 2019-20 учебного года |
Директор школы |
9 |
Обеспечение ОУ УМК при введении ФГОС ООО согласно федеральному перечню |
Начало 2019-20 учебного года |
Библиотекарь, зам директора по УВР |
10 |
Разработка и реализация плана по информированию общественности о введении ФГОС через средства массовой информации, сайт школы |
В течение всего периода |
Директор, зам. директора по УВР |
11 |
Реализация проектно-исследовательской деятельности учащихся |
Ежегодно |
Зам. директора по УВР |
14 |
Обеспечение оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений материального и технического оборудования в соответствии с требованиями ФГОС |
К 2020 г |
Директор школы |
15 |
Участие педагогов в работе проблемных семинаров по вопросам введения ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования на базе образовательных учреждений района |
Ежегодно |
Зам. директора по УВР |
16 |
Подготовка и проведение совещаний, педсоветов, семинаров, консультаций для учителей по реализации ФГОС ООО, СОО, ФГОС ОВЗ |
1-2 раза в год |
Директор, зам. директора по УВР |
17 |
Анализ внедрения ФГОС ООО, СОО |
Конец 2024 г |
Администрация школы |
4.2. Повышение качества образования
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года обозначено, что качество образования — это ориентация образования не только на усвоение учащимися знаний, но и развитие познавательных и созидательных способностей; а также личной ответственности и опыта самостоятельной деятельности.
Цель: повышение качества образования через совершенствование учебного процесса, обновление его содержания, использования инновационных технологий обучения и воспитания
Задачи:
- Обеспечить условия для внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс в интересах обеспечения доступного качественного образования
- Повысить качество результатов ВПР, ОГЭ, ЕГЭ
- Обеспечить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся
- Разнообразить формы внеурочной деятельности
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Создание плана подготовки к ГИА |
Ежегодно сентябрь |
Зам директора по УВР |
2 |
Прохождение курсов повышения квалификации педагогами школы |
По отдельному графику |
Зам директора по УВР |
3 |
Мониторинг уровня подготовки выпускников 4х, 9х, 11х, классов |
Ежегодно май -июнь |
Зам директора по УВР |
4 |
Мониторинг качества обученности учащихся по результатам полугодовых и годовых контрольных работ |
Каждое полугодие
|
Зам директора по УВР |
5 |
Мониторинг образовательных достижений учащихся 4-х классов начальной школы по ФГОС |
Ежегодно Апрель Май |
Зам директора по УВР |
6 |
Мониторинг выполнения учебных программ по предметам |
Ежегодно конец четверти, года |
Зам директора по УВР |
7 |
Проверка состояния преподавания предметов учебного плана |
В течение года |
Зам директора по УВР |
8 |
Анализ внеурочной деятельности |
Ежегодно конец четверти |
Ответственный за внеклассную работу |
9 |
Мониторинг результативности учебного процесса по итогам 1, 2, 3, 4 четверти и учебному году |
Ноябрь, январь, апрель, июнь |
Зам директора по УВР |
10 |
Мониторинг исследования адаптационного периода обучающихся 1-х классов |
Сентябрь Май |
Зам директора по УВР |
11 |
Обеспечение проведения независимой оценки качества образования |
По графику Министерства |
Зам директора по УВР |
-
- Поэтапное внедрение профессионального стандарта педагога
На основании приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.12.2014 г № 1115н профессиональный стандарт «Педагог» применяется с 1 января 2017 года.
На сегодняшний день существует ряд трудностей в процессе перехода по новый профессиональный стандарт педагога:
- реальная профессиональная деятельность педагогов школы не соответствует требованиям профессионального стандарта, недостаточно выражена взаимосвязь между квалификацией педагогического работника и результатами его профессиональной деятельности;
- отсутствуют формы и механизмы независимой оценки квалификации педагогов.
Цель: Приведение компетенций педагогов школы в соответствие с требованиями профессионального стандарта «Педагог».
Задачи:
- Проанализировать профессиональный стандарт «Педагог»
- Провести мониторинг компетенций педагогов, выявить дефициты.
- Скорректировать план профессионального развития педагогов
- Обеспечить условия для внедрения профессионального стандарта в МБОУ «Зарубинская СОШ».
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
|
Проведение семинаров, совещаний, педсоветов по внедрению профстандарта |
Ежегодно |
Директор школы |
|
Проведение мониторинга по выявлению дефицитов в компетенциях педагогов |
В течение 2019-2020 гг |
Зам. директора по УВР |
|
Разработка плана внедрения стандарта |
1 полугодие 2019-2020 г |
Директор школы |
|
Анализ проблем педагогов с целью определения возможностей решения их за счет внутренних ресурсов |
В течение 2019-2024 гг |
Зам. директора по УВР |
|
Анализ проблем педагогов с целью определения возможностей решения их за счет внешних ресурсов |
В течение 2019-2024 гг |
Зам. директора по УВР |
|
Корректировка планов методической работы школы и планов самообразования педагогов |
Ежегодно |
Зам. директора по УВР |
|
Корректировка планов профессионального развития педагогов |
Ежегодно |
Зам. директора по УВР |
|
Посещение открытых мероприятий по внедрению профстандарта на разных уровнях |
Ежегодно |
Директор школы |
|
Деятельность педагогов в рамках планов самообразований |
В течение года |
Зам. директора по УВР |
|
Подробный анализ профстандарта на всех уровнях: МО, педсовет |
2020 г |
Зам. директора по УВР |
13 |
Создание оценочного листа педагога с целью мониторинга компетенций |
Сентябрь 2020 г |
Зам. директора по УВР |
4.4. Гражданско-правовое образование и воспитание учащихся
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок находится в социуме. В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирования у школьников гражданской ответственности правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.
В школе на протяжении всех лет работы уделялось большое внимание данному направлению. Образовательный процесс организуется через урочную и внеурочную деятельность, сотрудничество с учреждениями социума, правоохранительными органами и силовыми ведомствами, участие в конкурсах различного уровня, проведение митингов, тематических недель и Вахты памяти и другие мероприятия согласно Программы воспитательной работы школы.
В системе проводится работа по формированию сознательной дисциплины учащихся, выполнению правил внутреннего распорядка, заложенных в Уставе школы.
Задачи воспитания и социализации гражданско-патриотического направления |
Виды деятельности |
Формы занятий и мероприятия с учащимися |
- сформировать знание о политическом устройстве РФ, символах и институтах РФ и Кемеровской области - Кузбассе; - познакомиться с героическими страницами истории России, Кемеровской области, Топкинского района, Зарубинской школы; - познакомиться с историей и культурой, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России, области, района, села; - сформировать представление о содержании и значении государственных праздников РФ; - познакомиться с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина; - принимать участие в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, встречах с ветеранами и военнослужащими; - принимать участие во встречах и беседах с выпускниками школы, знакомиться с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма. |
Урочная
|
|
Внеклассная
|
|
|
Внеурочная
|
|
|
Внешкольная
|
|
По данному направлению учащимися могут быть достигнуты определённые результаты по трем уровням: когнитивный, ценностно-смысловой, деятельностный.
Ценностные установки |
Планируемые результаты воспитательной деятельности |
Любовь к России, своему народу, краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. |
1. Когнитивный компонент: - учащиеся знают об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о традициях и культурном достоянии села, района, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; - знают основные положения Конституции Российской Федерации, символов государства, Кемеровской области – Кузбасс, Топкинского района, с. Зарубино основные права и обязанности гражданина России, школьника; - знают национальных героев и важнейшие события истории России, района, села, школы; - знают государственные праздники, их историю и значение для общества; - знают о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. 2. Компонент ценностного отношения: - у учащихся сформировано ценностное отношение к России, своему народу, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению; - имеется понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины; - сформировано уважительное отношение к органам охраны правопорядка; 3. Деятельностный компонент: - учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; - имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации; - имеют первоначальный опыт участия в гражданской жизни. |
Работа по данному направлению будет осуществляться поэтапно:
- Аналитический этап (2019 -2020 гг.).
1) создание рабочей группы педагогов, участвующих в реализации Программы работы по гражданско-правовому воспитанию и обучению учащихся;
2) проведение мониторинга среди учащихся, учителей, родителей по проблеме прав ребенка, ответственности несовершеннолетних, изучении их запросов;
3) выработка рекомендаций по реализации межпредметной системы по гражданско-правовому образованию и воспитанию.
- Этап реализации модели гражданско-правового воспитания и образования в школе (2020-2024 гг.).
1. Отработка модели системы гражданско-правового образования и воспитания в школе;
2. Проведение промежуточной диагностики уровня правовой культуры учащихся;
- Рефлексивно-оценочный этап (2023 - 2024 гг).
1. Анализ итогов работы по данному направлению
2. Корректировка модели гражданско-правового образования и воспитания в школе
3. Обобщение и распространение опыта по инновационной деятельности
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе обучения
Сохранение и укрепление здоровья школьников – один из главных вопросов развития современной школы. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха.
Деятельность школы по данному направлению включает в себя ряд ключевых моментов:
- внедрение комплекса мер по организации здоровьесберегающей среды для детей в ОУ, позволяющей обеспечивать их гармоничное развитие и повышать качество воспитательно-образовательной работы;
- совершенствование организации питания детей в ОУ;
- организация совместных мероприятий здоровьесберегающей и здоровье формирующей направленности;
- разработка и внедрение программы оказания всесторонней помощи семье в укреплении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Цель: Формирование у школьников всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.
Задачи:
1. Формирование у школьников понимания необходимости разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своём развитии.
2. Создание благоприятных условий жизнедеятельности школы для саморазвития, самосовершенствования личности и повышение уровня здоровья учащихся.
3. Привитие учащимся традиций бережного отношения человека к собственному здоровью.
4. Вовлечение учащихся в активную внеклассную деятельность по пропаганде здорового образа жизни в семье и среди сверстников.
№ |
Мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственные |
1 |
Проведение мониторинга состояния физического развития детей и влияние учебной нагрузки на их здоровье. |
2019-2020 гг |
Классные руководители, фельдшер |
2 |
Создание системы информирован-ности родителей о результатах анализа состояния здоровья детей. |
2019-2020 гг |
Фельдшер, классные руководители |
3 |
Осуществление индивидуально- дифференцированного подхода к учащимся на уроках физкультуры. |
2019-2024 гг |
Учитель физической культуры |
4 |
Осуществление контроля выполнения санитарно-гигиенического режима школы. |
2019-2024 гг |
Директор школы,
|
5 |
Организация и проведение Дня Здоровья («Школы безопасности») |
2019-2024 гг |
Учитель физической культуры |
6 |
Повышение квалификации педагогов по внедрению здоровьесберегающих технологий и формированию навыков здорового образа жизни |
2019-2024 гг |
Ответственный за воспитательную работу |
7 |
Создание системы информирован-ности о спортивных достижениях школы: оформление стенда; создание компьютерного банка данных о спортивных достижениях школы |
2019-2024 гг |
Ответственный за воспитательную работу |
8 |
Работа педагогического коллектива по сохранению зрения у учащихся (замена освещения в кабинетах, проведение физ. минуток для глаз). |
2019-2024 гг |
Ответственный за воспитательную работу |
9 |
Работа по профилактике травматизма в школе (организация перемен, работа с родителями, организация дежурства учителей). |
2019-2024 гг |
Администрация, классные руководители |
10 |
Организация полноценного питания в школьной столовой. |
2019-2024 гг |
Директор |
11 |
Участие во внедрении физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» |
2019-2024 гг |
Учитель физической культуры |
Ежегодно в МБОУ «Зарубинская СОШ» проводится мониторинг по следующим направлениям:
- физическое здоровье учащихся (соблюдение ЗОЖ, данные медицинских осмотров, двигательная активность);
- психическое здоровье учащихся (оценка уровня тревожности, развитие познавательных процессов, самооценка);
- социальная адаптация учащихся (оценка уровня комфортности).
При оценке физического здоровья учащихся учитываются следующие показатели: состояние здоровья по медицинским показателям (рост, вес, зрение, слух), физический энергопотенциал, количество пропусков уроков по болезни, степень готовности к здоровому образу жизни.
Мониторинг уровня здоровья педагогов: данные ежегодных медицинских осмотров, анкетирование, психологические тесты.
Ожидаемые результаты:
1. Тенденция к снижению роста заболеваемости учащихся;
2. Рост личностных и спортивных достижений.
3.Повышение уровня валеологической грамотности учащихся и родителей;
4. Рост комфортности субъектов образовательного процесса.
4.6. Развитие информационной среды школы
Одним из направлений модернизации школы является создание условий для повышения информационно – коммуникативной грамотности, как педагогов, так и учащихся. В рамках данного направления в школе реализуются образовательные программы по информатике и ИКТ для учащихся, организована внеурочная деятельность по данному направлению. Активно используются информационно-коммуникационные технологии в обучении.
Программа развития предусматривает расширение сфер использования ИКТ в школе.
Цели:
1. Разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения процессов функционирования и развития школы.
2. Повышение информационной культуры педагогов и учащихся школы.
Задачи:
1. Создание условий, обеспечивающих целенаправленную подготовку педагогов и учащихся в области получения, переработки и использования информации.
2. Использование информационных систем для повышения эффективности управленческих решений.
3. Широкое внедрение современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.
4. Обновление программного и технического обеспечения компьютерных классов школы.
5. Разработка системы информирования населения о школе, ее достижениях и преимуществах.
№ |
Мероприятия
|
Ответственный исполнитель |
Сроки реализации |
Ожидаемый результат |
1 |
Разработка концепции информационного обеспечения образова-тельного процесса, разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения процессов функционирования и развития школы |
Директор, зам. директора по УВР |
2019-2020 гг |
Концепция информационного обеспечения образовательного процесса |
2 |
Повышение информационной культуры педагогов и учащихся школы |
Зам. директора по УВР |
2019-2020 гг |
Владение ПК педагогами и учащимися в соответствии с ФГОС и современными требованиями законодательства и социума |
3 |
Ведение школьного делопроизводства в электронном виде |
Директор, зам. директора, документовед |
2018-2023 гг |
Создание компьютерной базы
|
4 |
Информирование населения о деятельности школы через средства массовой информации (в том числе школьный сайт)
|
Директор, зам. директора по ВР, учитель информатики |
В течение года |
Расширение информированности участников образовательного процесса с целью наиболее полной реализации прав граждан на образование |
6 |
Внедрение электронных журналов и дневников
|
Администрация, педагоги |
В течение года |
Переход на электронные журналы работа в АИС «Образование» |
7 |
Обновление программного и технического обеспечения компьютерного класса |
Директор, учитель информатики |
В течение года |
Программное обеспечение в соответствии с требованиями ФГОС и законодательства |
Ожидаемые результаты:
1.Создание эффективной системы информационного обеспечения образовательной программы школы.
2. Подготовка учащихся и педагогов к жизни и деятельности в условиях информационного общества.
3.Повышение уровня научно-методического обеспечения профессиональной деятельности педагогов.
4.Расширение информированности участников образовательного процесса с целью наиболее полной реализации прав граждан на образование.
5. Активное использование медиа – ресурсов на каждом предмете и во внеурочной деятельности.
.4.7. Инклюзивное образование в школе
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики школы.
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.
Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.
Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний, тем более, что реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами образования является важнейшей составной частью программы их комплексной реабилитации, направленной на максимальную реализацию личностного потенциала детей и их полноценное вхождение в общество.
Цель работы по данному направлению в школе: реализация инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях общеобразовательного учреждения.
Задачи:
- Создание безбарьерной среды для обучения детей, имеющих особые образовательные потребности.
- Создание единой образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями.
- Разработка нормативно-правовой базы по проблеме.
- Организация системы психолого-педагогического сопровождения развития детей в инклюзивных классах посредством взаимодействия диагностическо-консультивного, социально-трудового направлений деятельности.
- Разработка модели взаимодействия с родителями и социумом, успешной социализации детей в социуме.
- Обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования.
Подзадачи:
В работе с семьей:
- Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений;
- Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности.
- Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации.
- Создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
В работе с педагогами:
- Создать условия для повышения квалификации педагогов по проблеме инклюзивного образования.
- Способствовать повышению мотивации педагогической деятельности.
- Стимулировать педагогов на самообразование и инновационную деятельность по проблеме.
Ожидаемые результаты:
Разработка модели инклюзивного образования и эффективное её функционирование в образовательном учреждении.
Индикаторы результативности:
- Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов (аналитические материалы)
- Результаты диагностики:
- развития детей,
- уровня детско-родительских отношений,
- личностного развития родителей и педагогов. (диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности)
- Востребованность родителями психолого-педагогических мероприятий (журналы посещаемости, книги отзывов).
- Повышение рейтинга учреждения.
Для построения и успешного функционирования модели инклюзивного образования необходим системный подход, программная форма организации, создание мультидисциплинарной команды сопровождения всех субъектов образовательной деятельности.
Эффективность работы будет оцениваться по следующим критериям: реализация индивидуального подхода к детям; обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка; активное включение в образовательный процесс всех его участников; междисциплинарный подход; вариативность образовательного и воспитательного процесса; взаимодействие с семьей; динамическое развитие образовательного учреждения.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Обеспечение права граждан на выбор формы получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, через создание соответствующих условий (индивидуально в школе, в малой группе в школе, индивидуально на дому, комбинированно, дистанционное обучение, инклюзивные классы) |
2019-2024 гг |
Администрация |
2 |
Повышение квалификации педагогических и управленче-ских кадров для реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования для детей с ОВЗ |
2019-2024 гг |
Зам директора по УВР |
3 |
Адаптация инструментария реализации модели общероссийской системы оценки качества общего образования и обеспечение комплексного электронного мониторинга качества образования в условиях школы, обучающей детей с ОВЗ |
2019-2024 гг |
Зам директора по УВР |
4 |
Развитие системы дистанционного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов |
2019-2024 гг |
Директор |
5 |
Разработка, апробация и внедрение моделей оценки качества работы общеобразовательного учреждения по социализации личности |
2019-2024 гг |
Зам директора по УВР |
6 |
Развитие системы поиска и поддержки одаренных детей с ослабленным здоровьем |
2019-2024 гг |
Зам директора по УВР |
7 |
Обеспечение закупки оборудования в целях оснащения релаксационных зон (сенсорной комнаты, комнаты психологической разгрузки) |
2019-2024 гг |
Директор |
8 |
Модернизация образовательного пространства в рамках реализации программы «Доступная среда» |
2019-2024 гг |
Администрация |
9 |
Развитие и оптимизация условий и форм деятельности, способствующих оздоровлению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
2019-2024 гг |
Администрация |
10 |
Создание условий для внедрения современных инновационных технологий физического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
2019-2024 гг |
Администрация |
11 |
Обеспечение школьников с ОВЗ горячим питанием и проведение мониторинга организации школьного питания |
2019-2024 гг |
Директор |
12 |
Организация взаимодействия с ППМС-центром |
2019-2024 гг |
Директор |
Формами оценки эффективности может быть как административный контроль, так и самоконтроль, самооценка и самоанализ деятельности каждым участником педагогического процесса.
Критерии эффективности инклюзивного образовательного процесса в соответствии с принципами инклюзии
Критерии |
Показатели |
Индикаторы |
Реализация индивидуального подхода к детям |
Составление индивидуального учебного плана с учетом данных диагностики |
Наличие индивидуальных учебных планов с оценкой хода их выполнения |
Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка
|
Организация развивающей среды, наличие в режиме дня времени и форм для самостоятельной активности ребенка, обеспеченной наблюдающей позицией взрослого
|
Планирование времени в режиме дня для самостоятельной активности детей. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей с разными образовательными потребностями. |
Активное включение в образовательный процесс всех его участников
|
Командные формы выработки и принятия организационных решений: м е ж д и с ц и п л и н а р н ы е команды, собрания, командные тренинги, координационный совет, проектные группы, родительские комитеты, пожелания детей |
Функционирование в школе разнообразных командных форм работы |
Междисциплинарный подход
|
Междисциплинарное проведение и обсуждение диагностики, составления и реализации ИОП
|
Наличие специалистов. Циклограмма проведения междисциплинарных консилиумов, формы фиксации результатов обследования и рекомендаций. |
Вариативность в организации процессов обучения и воспитания
|
Вариативные образовательные программы, приемы, методы образования, вариативная образовательная среда
|
Квалификация специалистов – наличие образования по разным методам работы, в том числе и с детьми с ОВЗ, методических, дидактических пособий, обеспечивающих образовательный процесс |
Партнерское взаимодействие с семьей
|
Организация партнерских форм взаимодействия с семьей, участие родителей в жизни школы, консультации родителей по волнующим их вопросам |
Наличие договора с родителями с приложением о конкретной программе действий. |
Динамическое развитие образовательной модели инклюзивного пространства школы
|
Выстраивание образовательного процесса в соответствии с потребностями детского контингента, изменение образовательных условий в связи с диагностикой образовательных потребностей
|
Соответствие качественного состава контингента детей, штатного расписания, методической базы и предметно-развивающей среды. Применение новых технологий в соответствии с выявленными потребностями детей. |
Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам.
4.8. Развитие системы государственно-общественного управления
Роль государственно-общественного управления в образовании с каждым днем становится все значимее. Каждый коллектив образовательной организации реализует свою модель ГОУ.
В Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» одним из принципов государственной политики в области образования определен демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Действительно, закон предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением обучающихся, их родителей и работников образовательного учреждения.
Цель: развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса.
Основные задачи:
- Разработка и реализация модели государственно-общественного управления в образовании.
- Повышение эффективности управления школой с разграничением полномочий между учредителем и образовательным учреждением, между директором и Управляющим советом для обеспечения реализации принципа государственно-общественного управления.
- Формирование консолидированного заказа на оказание образовательных услуг.
- Активное привлечение педагогов, обучающихся и родителей к участию в управлении образовательным учреждением.
Развитая система государственно-общественного управления является необходимым условием повышения доступности и качества образования.
№ п/п
|
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Анализ нормативно-правовых актов школы по ГОУ, внесение необходимых изменений |
2019-2024 гг |
Директор |
2 |
Внесение корректив в планы работы школы Совета школы, Совета обучающихся |
2019-2024 гг |
Администрация |
3 |
Разработка подпрограмм работы согласно Программе развития школы |
2019-2024 гг |
Администрация |
4 |
Проведение обучающих семинаров с членами Совета школы (по законодательству РФ, региональным и муниципальным нормативно-правовым документам) |
2019-2024 гг |
Администрация |
5 |
Проведение заседаний Совета школы с приглашением заинтересованных сторон по проблемным вопросам развития образовательного учреждения |
2019-2024 гг |
Директор, председатель Совета школы |
6 |
Привлечение органов государственно-общественного управления к решению вопросов по материально-техническому оснащению образовательного процесса |
2019-2024 гг |
Директор, председатель Совета школы |
9 |
Разработка системы информирования населения о школе, ее достижениях и преимуществах. Публикация ежегодного информационного доклада школы об итогах учебного года и его представление родителям учащихся. |
2019-2024 гг |
Администрация |
10 |
Совершенствование содержания сайта школы в сети Internet и поддержание его актуальности. |
2019-2024 гг |
Директор |
11 |
Проведение общественной экспертизы эффективности систем государственно-общественного управления |
2019-2024 гг |
Директор |
12 |
Прогнозирование перспективных направлений развития государственно-общественного управления. |
2019-2024 гг |
Администрация |
13 |
Обобщение работы органов ГОУ
|
2019-2024 гг |
Директор |
Критерии оценки работы школы по данному направлению:
- Система общественного наблюдения (контроля) за проведением лицензирования и аттестации учебного заведения, процедуры итоговой аттестации учащихся, в том числе в форме и по технологии единого государственного экзамена, контрольных и тестовых работ для учащихся школы, аттестации администрации школы, за деятельностью аттестационных, аккредитационных, конфликтных и иных комиссий.
- Участие Совета школы в оценке качества образования.
- Функционирование системы государственно-общественного управления в части распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников школы;
- Публичная отчетность школы в форме докладов, процедурах его утверждения, презентации и оценки.
Ожидаемые результаты:
- Создание оптимальной организационно-управленческой структуры школы;
- Включение в единое информационно-образовательное пространство всех участников образовательного процесса: администрации, учителей, обучающихся, родителей, общественности.
- Создание положительного имиджа школы среди общественности.
- Возможность школе динамично и гибко реагировать на изменение образовательных запросов местного сообщества, акцентируя внимание на основные приоритеты в системе образования на период до 2023 года.
V. СИСТЕМА МЕР ПО МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В ходе деятельности по реализации Программы развития допустимы риски и неопределенности.
Виды рисков
|
Пути минимизации рисков
|
Нормативно-правовые риски |
|
- Неполнота отдельных нормативно— правовых документов, предусмотренных на момент разработки и начало внедрения Программы. - Неоднозначность толкования отдельных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность и ответственность субъектов образовательного процесса школе в целом |
Регулярный анализ нормативно-правовой документации на предмет ее актуальности, полноты, соответствия решаемым задачам. - Систематическая работа руководства с педагогическим коллективом, родительской общественностью по разъяснению конкретных нормативно- правовых актов, регламентирующих деятельность в школе и содержание образовательного процесса в целом |
Финансово-экономические риски |
|
- Нестабильность и недостаточность бюджетного и внебюджетного финансирования |
- Своевременное планирование бюджета школы по реализации программных мероприятий, внесение корректив с учетом реализации новых направлений и программ, а также инфляционных процессов. Участие в проектах - Систематическая по работа по расширению партнерства, по выявлению дополнительных финансовых влияний |
Социально-психологические риски (или риски человеческого фактора) |
|
- Недостаточность профессиональной инициативы и компетентности у отдельных педагогов по внедрению инновационных образовательных технологий. - неготовность молодых специалистов работать в селе. - недостаточная инициатива участия в различных конкурсных мероприятиях - непонимание отдельными педагогами …… |
- Систематическая работа по обновлению внутриучрежденческой системы повышения квалификации. -Разработка и использование эффективной системы мотивации включения педагогов в инновационные процессы. - Психолого-педагогическое и методическое сопровождение педагогов с недостаточной коммуникативной компетентностью |
Ресурсно-технологические риски |
|
- Неполнота ресурсной базы для реализации направлений, подпрограмм и мероприятий Программы;
|
- Систематический анализ достаточности ресурсной базы для реализации всех компонентов Программы. - Участие педагогов и всего образовательного учреждения в международных, федеральных, региональных проектах и в грантовой деятельности для расширения возможностей развития ресурсной базы.
|
VI. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ
1. Инфраструктура и организация образовательного процесса школы соответствует требованиям ФЗ-273, СанПиНов и другим нормативно-правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса.
2. Оснащение 100% кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
3. Доступность не менее 50 % учебных кабинетов к локальной сети школы и к Интернет-ресурсам.
4. 100 % педагогов и руководителей школы пройдут повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по современному содержанию образования (в том числе ФГОС соответствующих ступеней образования) и инновационным технологиям.
5. Не менее 25 % педагогов работают по инновационным образовательным технологиям.
6. Не менее 50 % педагогов имеют опыт предъявления собственного опыта на профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах, в методических, психолого-педагогических изданиях, в том числе электронных и т.д.).
7. 100% обеспеченность специалистами и педагогами для организации службы сопровождения детей с ОВЗ.
8. Реализация федерального государственного образовательного стандарта второго поколения на всех ступенях обучения, реализация ФГОС с ОВЗ.
9. 100% выпускников успешно осваивают общеобразовательные программы и сдают ГИА - 9, 11.
10. 100% учащихся охвачены доступной удовлетворяющей потребностям внеурочной деятельностью.
11. 100% учащихся обеспечены необходимыми условиями для занятий физкультурой и спортом.
12. Успешная реализация инклюзивного образования в школе.
13. 80 % учащихся школы включены в исследовательскую и проектную деятельность.
14. В школе реализуется подпрограмма поддержки талантливых детей (по различным направлениям интеллектуального, творческого, физического развития).
15. не менее 50 % родителей (законных представителей) включено в различные формы активного взаимодействия со школой (через участие в решении текущих проблем, участие в общешкольных мероприятиях и т.д.).
VII. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
1. По каждому из направлений будут созданы проблемные творческие группы, ответственные за его реализацию.
2. Функция общей координации реализации программы выполняет – Педагогический совет школы.
3. Мероприятия по реализации целевых программ являются основой годового плана работы школы.
4. Вопросы оценки хода выполнения программы, принятия решений о завершении отдельных подпрограмм, внесения изменений в программу решает Педагогический совет школы.
VIII. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Все годы МБОУ «Зарубинская СОШ» динамично развивается, внедряя в образовательный процесс современные образовательные технологии и вариативность учебных программ. Для полноценного и всестороннего развития школы необходим качественный анализ сильных и слабых сторон потенциала школы.
SWOT-анализ проводился в форме открытого индивидуального интервью с членами администрации школы, а также руководителями предметных МО.