Страничка учителя истории Коровиной Светланы Алексеевны
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«КРАЕВЕДЕНИЕ»
РАСЧИТАНА НА ДЕТЕЙ 12 – 14 ЛЕТ
Пояснительная записка
Программа по краеведению носит туристко-краеведческую направленность.
Актуальность педагогической программы
В современном мире все острее стоит проблема формирования гражданственности и патриотизма. На протяжении многих лет под руководством различных политических сил наш народ разрушал исторические памятники, терял духовные ценности. Это не могло не отразиться на молодом поколении. Многие из современных подростков безразлично относятся к истории своей страны, своей малой родины, им безразлична судьба пожилых людей, их проблемы, их прошлые заслуги. В этих условиях правительство страны призывает уделять больше внимания воспитанию у подрастающего поколения чувства любви к своей Родине, гордости за ее успехи. А любовь к Родине воспитывается в первую очередь через воспитание любви и уважения к своему родному краю, к людям, которые здесь живут.
Отличительные особенности программы
Данная образовательная программа отличается от других аналогичных программ тем, что ведущей формой ее реализации является работа в школьном музее, общение с представителями старшего поколения жителей села, изучение истории села, района, области.
Цель программы:
расширение и углубление знаний учащихся о родном крае.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить с историей малой родины,
- овладевать начальными навыками исследовательской работы;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению;
Воспитательные:
- воспитывать гражданские качества, патриотическое отношение к своему краю;
- формировать у детей чувства уважения к людям старшего поколения.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения. План учебных занятий строится из расчета 4 часа в неделю.
Формы и режим занятий:
Программа имеет теоретическую и практическую части. В процессе обучения используются разнообразные формы занятий: беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа, экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа с переменами 10 минут в рамках каждого часа.
Программа включает следующие направления деятельности:
1. Научно-исследовательское.
2. Просветительское.
3. Организационно-техническое.
4. Организационно-методическое.
5. Коммуникативное.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
В результате прохождения данной программы обучающиеся получат представление о поисковой и экскурсионной работе в рамках специфики музея, узнают основные исторические даты развития территории и основные материалы экспозиционных комплексов музея, научатся составлять рассказ по материалам поисковой работы, овладеют культурой общения с людьми старшего поколения.
В ходе реализации программы обучающиеся должны знать:
- историю Сибири;
-историю Кемеровской области;
- историю Топкинского района;
- историю села Зарубино.
Уметь:
- читать исторические карты;
- составлять презентации по изученным темам;
- собирать информацию об истории родного края;
- правильно оформлять исследовательскую работу.
Формы подведения итогов.
Результаты могут быть проверены в ходе проведения различных мероприятий, викторин, конкурсов. Главным итогом работы можно считать написание обучающимися исследовательских работ и их выступление на муниципальной и областной краеведческих конференциях.
Содержание программы
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
2. История Сибири. Открытие Сибири. Первые остроги на Кузнецкой земле. Присоединение Кузнецкой земли к России. Кузбасс в годы. Первой русской революции. Борьба за власть советов в Кузбассе. Кузбасс в годы первых пятилеток.
3. Образование Кемеровской области. Кузбасс – Кемеровская область. В боях за Родину. На военный лад. Угольная и металлургическая промышленность Кузбасса. Оборонный комплекс Кузбасса. Кузбасская деревня в военное время.
4. Кемеровская область в послевоенные годы. Переход на рельсы мирного развития. Рост промышленного производства. Преобразования в сельском хозяйстве. Общественно-политическая жизнь. Развитие социальной сферы. Культурная жизнь Кузбасса после войны.
5. Кузбасс в 70 – 80 –е годы XX века. Замедление темпов роста промышленности и сельском хозяйстве. Обострение социальных проблем.
6. Перестройка в Кузбассе. Перестройка промышленности. Начало рабочего движения.
7. Современный Кузбасс. Кузбасс в условиях кризиса и перехода к рыночным отношениям. Кузбасс сегодня. Общественная жизнь Кузбасса. Символика Кемеровской области. Города Кемеровской области. Достопримечательности Кемеровской области.
8. Истоки г.Топки. Заселение земли Топкинской. Первые заимки. В те далекие времена. Появление станции Топки.
9. Топки в начале XX века. На революционной волне. Топки в дни Колчака. Первые топкинские комсомольцы. Рожденный стальной магистралью.
10. «Огненные годы» Топкинского района. Город Топки в годы войны. Герои- топкинцы. Помощь фронту. Деревня фронту.
11. «Главные ворота Кузбасса». Топкинский район во второй половине XX века. Современный г.Топки. Предприятия Топкинского района. Образование Топкинского района. Здравоохранение Топкинского района. Культурная жизнь Топкинского района. Сельские территории Топкинского района.
12. История села Зарубино. История создания села Зарубино. Образование в селе. Жизнь односельчан до революции. Первые сельхозартели и коммуны. Коллективизация в селе Зарубино. Открытие сельской школы. История здравоохранения в селе. Зарубинцы в годы войны. Школа в годы войны. Зарубино после войны. Совхоз «Зарубинский». Зарубино сегодня.
13. Музей – хранитель информации. Из истории школьного историко-краеведческого музея. Методика работы экскурсоводов. Проведение экскурсии для обучающихся.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Наименование разделов
|
Теорет. |
Практич. |
Всего |
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. |
2 |
- |
2 |
2 |
История Сибири. |
6 |
4 |
10 |
3 |
Образование Кемеровской области. |
6 |
6 |
12 |
4 |
Кемеровская область в послевоенные годы. |
6 |
4 |
10 |
5 |
Кузбасс в 70 – 80 –е годы XX века. |
4 |
4 |
8 |
6 |
Перестройка в Кузбассе. |
2 |
2 |
4 |
7 |
Современный Кузбасс. |
6 |
6 |
12 |
8 |
Истоки г.Топки. |
4 |
4 |
8 |
9 |
Топки в начале XX века. |
4 |
4 |
8 |
10 |
«Огненные годы» Топкинского района. |
5 |
7 |
12 |
11 |
«Главные ворота Кузбасса». |
7 |
9 |
16 |
12 |
История села Зарубино. |
12 |
18 |
30 |
13 |
Музей – хранитель информации. |
3 |
9 |
12
|
14 |
Резерв. |
|
|
4 |
Всего |
|
|
144 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
Всего |
Теория |
Практика |
1 |
Вводное занятие |
2 |
2 |
- |
|
1.1 |
|
Техника безопасности. |
|
|
|
2 |
История Сибири |
10 |
6 |
4 |
|
2.1 |
|
Открытие Сибири |
|
|
|
2.2 |
|
Первые остроги на Кузнецкой земле |
|
|
|
2.3 |
|
Присоединение Кузнецкой земли к России |
|
|
|
2.4 |
|
Кузбасс в годы Первой русской революции |
|
|
|
2.5 |
|
Борьба за власть советов в Кузбассе |
|
|
|
2.6 |
|
Кузбасс в годы первых пятилеток |
|
|
|
2.7 |
|
Сбор информации о Сибири |
|
|
|
2.8 |
|
Сбор информации о Сибири |
|
|
|
2.9 |
|
Подготовка и защита творческих работ |
|
|
|
2.10 |
|
Подготовка и защита творческих работ |
|
|
|
3 |
Образование Кемеровской области. |
12 |
6 |
6 |
|
3.1 |
|
Кузбасс – Кемеровская область |
|
|
|
3.2 |
|
В боях за Родину |
|
|
|
3.3 |
|
На военный лад |
|
|
|
3.4 |
|
Угольная и металлургическая промышленность Кузбасса |
|
|
|
3.5 |
|
Оборонный комплекс Кузбасса |
|
|
|
3.6 |
|
Кузбасская деревня в военное время |
|
|
|
3.7 |
|
История войны на страницах областной газеты «Кузбасс». |
|
|
|
3.8 |
|
Сбор информации о кузбассовцах военных лет |
|
|
|
3.9 |
|
Сбор информации о кузбассовцах военных лет |
|
|
|
3.10 |
|
Подготовка и защита творческих работ |
|
|
|
3.11 |
|
Подготовка и защита творческих работ |
|
|
|
3.12 |
|
Подготовка и защита творческих работ |
|
|
|
4 |
Кемеровская область в послевоенные годы |
10 |
6 |
4 |
|
4.1 |
|
Переход на рельсы мирного развития |
|
|
|
4.2 |
|
Рост промышленного производства |
|
|
|
4.3 |
|
Преобразования в сельском хозяйстве |
|
|
|
4.4 |
|
Общественно-политическая жизнь |
|
|
|
4.5 |
|
Развитие социальной сферы |
|
|
|
4.6 |
|
Культурная жизнь Кузбасса после войны |
|
|
|
4.7 |
|
Сбор информации о послевоенном Кузбассе |
|
|
|
4.8 |
|
Сбор информации о послевоенном Кузбассе |
|
|
|
4.9 |
|
Подготовка и защита творческих работ |
|
|
|
4.10 |
|
Подготовка и защита творческих работ |
|
|
|
5 |
Кузбасс в 70 – 80 –е годы XX века |
4 |
2 |
2 |
|
5.1 |
|
Замедление темпов роста промышленности и сельском хозяйстве |
|
|
|
5.2 |
|
Обострение социальных проблем. |
|
|
|
5.3 |
|
Виртуальная экскурсия по Кузбассу |
|
|
|
5.4 |
|
Изучение семейных архивов |
|
|
|
6 |
Перестройка в Кузбассе |
4 |
2 |
2 |
|
6.1 |
|
Перестройка промышленности |
|
|
|
6.2 |
|
Начало рабочего движения |
|
|
|
6.3 |
|
Изучение семейных архивов |
|
|
|
6.4 |
|
Подготовка и защита творческих работ |
|
|
|
7 |
Современный Кузбасс |
12 |
6 |
6 |
|
7.1 |
|
Кузбасс в условиях кризиса и перехода к рыночным отношениям |
|
|
|
7.2 |
|
Кузбасс сегодня |
|
|
|
7.3 |
|
Общественная жизнь Кузбасса |
|
|
|
7.4 |
|
Символика Кемеровской области |
|
|
|
7.5 |
|
Города Кемеровской области |
|
|
|
7.6 |
|
Достопримечательности Кемеровской области |
|
|
|
7.7 |
|
Виртуальная экскурсия по городам Кузбасса |
|
|
|
7.8 |
|
Изготовление символов Кузбасса |
|
|
|
7.9 |
|
Подготовка вопросов викторины «Что ты знаешь о Кузбассе?» |
|
|
|
7.10 |
|
Проведение викторины «Что ты знаешь о Кузбассе?» для обучающихся школы |
|
|
|
7.11 |
|
Подготовка презентации «Наш родной Кубасс» |
|
|
|
7.12 |
|
Подготовка презентации «Наш родной Кубасс» |
|
|
|
8 |
Истоки г.Топки |
8 |
4 |
4 |
|
8.1 |
|
Заселение земли Топкинской |
|
|
|
8.2 |
|
Первые заимки |
|
|
|
8.3 |
|
В те далекие времена |
|
|
|
8.4 |
|
Появление станции Топки |
|
|
|
8.5 |
|
Сбор информации о возникновении г.Топки |
|
|
|
8.6 |
|
Сбор информации о возникновении г.Топки |
|
|
|
8.7 |
|
Подготовка и защита творческих работ |
|
|
|
8.8 |
|
Подготовка и защита творческих работ |
|
|
|
9 |
Топки в начале XXвека |
8 |
4 |
4 |
|
9.1 |
|
На революционной волне |
|
|
|
9.2 |
|
Топки в дни Колчака |
|
|
|
9.3 |
|
Первые топкинские комсомольцы |
|
|
|
9.4 |
|
Рожденный стальной магистралью |
|
|
|
9.5 |
|
Сбор информации о первых комсомольцах Топкинского района |
|
|
|
9.6 |
|
Сбор информации о первых комсомольцах Топкинского района |
|
|
|
9.7 |
|
Подготовка и защита творческих работ |
|
|
|
9.8 |
|
Подготовка и защита творческих работ |
|
|
|
10 |
«Огненные годы» Топкинского района |
12 |
5 |
7 |
|
10.1 |
|
Город Топки в годы войны |
|
|
|
10.2 |
|
Герои- топкинцы |
|
|
|
10.3 |
|
Герои- топкинцы |
|
|
|
10.4 |
|
Помощь фронту |
|
|
|
10.5 |
|
Деревня фронту |
|
|
|
10.6 |
|
Сбор информации о героях-топкинцах |
|
|
|
10.7 |
|
Сбор информации о героях-топкинцах |
|
|
|
10.8 |
|
Подготовка сообщений о героях- топкинцах |
|
|
|
10.9 |
|
Подготовка сообщений о героях- топкинцах |
|
|
|
10.10 |
|
Встречи со старожилами Топкинского района |
|
|
|
10.11 |
|
Встречи со старожилами Топкинского района |
|
|
|
10.12 |
|
Выступление перед обучающимися школы |
|
|
|
11 |
«Главные ворота Кузбасса» |
16 |
7 |
9 |
|
11.1 |
|
Топкинский район во второй половине XX века |
|
|
|
11.2 |
|
Современный г.Топки |
|
|
|
11.3 |
|
Предприятия Топкинского района |
|
|
|
11.4 |
|
Образование Топкинского района |
|
|
|
11.5 |
|
Здравоохранение Топкинского района |
|
|
|
11.6 |
|
Культурная жизнь Топкинского района |
|
|
|
11.7 |
|
Сельские территории Топкинского района |
|
|
|
11.8 |
|
Изучение семейных архивов |
|
|
|
11.9 |
|
Изучение семейных архивов |
|
|
|
11.10 |
|
Сбор информации о почетных людях Топкинской земли |
|
|
|
11.11 |
|
Сбор информации о почетных людях Топкинской земли |
|
|
|
11.12 |
|
Встреча с почетными людьми Топкинского района |
|
|
|
11.13 |
|
Экскурсия по г.Топки |
|
|
|
11.14 |
|
Экскурсия по г.Топки |
|
|
|
11.15 |
|
Подготовка и защита творческих работ |
|
|
|
11.16 |
|
Подготовка и защита творческих работ |
|
|
|
12 |
История села Зарубино |
30 |
12 |
18 |
|
12.1 |
|
История создания села Зарубино |
|
|
|
12.2 |
|
Образование в селе |
|
|
|
12.3 |
|
Жизнь односельчан до революции |
|
|
|
12.4 |
|
Первые сельхозартели и коммуны |
|
|
|
12.5 |
|
Коллективизация в селе Зарубино |
|
|
|
12.6 |
|
Открытие сельской школы |
|
|
|
12.7 |
|
История здравоохранения в селе |
|
|
|
12.8 |
|
Зарубинцы в годы войны |
|
|
|
12.9 |
|
Школа в годы войны |
|
|
|
12.10 |
|
Зарубино после войны |
|
|
|
12.11 |
|
Совхоз «Зарубинский» |
|
|
|
12.12 |
|
Зарубино сегодня |
|
|
|
12.13 |
|
Экскурсия по памятным местам села Зарубино |
|
|
|
12.14 |
|
Экскурсия по памятным местам села Зарубино |
|
|
|
12.15 |
|
Экскурсия по памятным местам села Зарубино |
|
|
|
12.16 |
|
Экскурсия по памятным местам села Зарубино |
|
|
|
12.17 |
|
Экскурсия по памятным местам села Зарубино |
|
|
|
12.18 |
|
Экскурсия по памятным местам села Зарубино |
|
|
|
12.19 |
|
Написание исследовательских работ по истории села |
|
|
|
12.20 |
|
Написание исследовательских работ по истории села |
|
|
|
12.21 |
|
Написание исследовательских работ по истории села |
|
|
|
12.22 |
|
Написание исследовательских работ по истории села |
|
|
|
12.23 |
|
Написание исследовательских работ по истории села |
|
|
|
12.24 |
|
Написание исследовательских работ по истории села |
|
|
|
12.25 |
|
Подготовка презентаций по истории села |
|
|
|
12.26 |
|
Подготовка презентаций по истории села |
|
|
|
12.27 |
|
Подготовка презентаций по истории села |
|
|
|
12.28 |
|
Подготовка презентаций по истории села |
|
|
|
12.29 |
|
Подготовка презентаций по истории села |
|
|
|
12.30 |
|
Подготовка презентаций по истории села |
|
|
|
13 |
Музей – хранитель информации |
12 |
3 |
9 |
|
13.1 |
|
Из истории школьного историко-краеведческого музея |
|
|
|
13.2 |
|
Изучение экспозиций школьного историко-краеведческого музея |
|
|
|
13.3 |
|
Методика работы экскурсоводов |
|
|
|
13.4 |
|
Проведение экскурсии для обучающихся 1- 2 классов |
|
|
|
13.5 |
|
Проведение экскурсии для обучающихся 3- 4 классов |
|
|
|
13.6 |
|
Проведение экскурсии для обучающихся 5- 6 классов |
|
|
|
13.7 |
|
Проведение экскурсии для будущих первоклассников |
|
|
|
13.8 |
|
Проведение экскурсии для жителей села |
|
|
|
13.9 |
|
Экскурсия в музей г.Топки |
|
|
|
13.10 |
|
Экскурсия в музей г.Топки |
|
|
|
13.11 |
|
Экскурсия в областной краеведческий музей |
|
|
|
13.12 |
|
Экскурсия в музей «Красная горка» |
|
|
|
Резерв 4 часа
Методическое обеспечение программы «Краеведение»
№ |
Тема |
Форма занятий
|
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса |
Дидактические материалы, техническая оснащенность занятий |
Форма подведения итогов |
1 |
Вводное занятие.
|
Традиционная (беседа). Нетрадиционная (игра)
|
Словесный и игровой. |
Инструкции по технике безопасности. |
Визуальное наблюдение, опрос. |
2 |
История Сибири
|
Традиционная (рассказ и беседа), нетрадиционная (работа с документами, поисковая работа) |
Словесный, игровой, экскурсия, исследовательский, изучение документации. |
Архив музея, компьютер, экспозиции музея. |
Визуальное наблюдение, опрос. |
3 |
Образование Кемеровской области.
|
Традиционная (рассказ и беседа), нетрадиционная (экскурсия, игра, работа с документами) |
Словесный, игровой, работа с картой, проблемных ситуаций |
Архив музея, компьютер, кроссворд, экспозиции музея. |
Визуальное наблюдение, опрос, тестирование. |
4
|
Кузбасс в 70 – 80 –е годы XX века
|
Традиционная (рассказ и беседа), нетрадиционная (работа с документами, поисковая работа) |
Словесный, игровой, экскурсия, исследовательский, решение кроссворда, изучение документации.
|
Архив музея, компьютер, кроссворд, экспозиции музея. |
Визуальное наблюдение, опрос.
|
5 |
Перестройка в Кузбассе
|
Традиционная (рассказ и беседа), нетрадиционная (экскурсия, игра, работа с документами) |
Словесный, игровой, экскурсия, исследовательский, решение кроссворда, изучение документации. |
Архив музея, компьютер, кроссворд, экспозиции музея. |
Визуальное наблюдение, опрос. |
6 |
Современный Кузбасс
|
Традиционная (рассказ и беседа), нетрадиционная (работа с документами, поисковая работа) |
Словесный, игровой, работа с картой, проблемных ситуаций |
Архив музея, компьютер, кроссворд, экспозиции музея. |
Визуальное наблюдение, опрос, тестирование. |
7 |
Истоки г.Топки
|
Традиционная (рассказ и беседа), нетрадиционная (экскурсия, игра, работа с документами) |
Словесный, игровой, экскурсия, исследовательский, изучение документации. |
Архив музея, компьютер, кроссворд, экспозиции музея. |
Визуальное наблюдение, опрос. |
8 |
Топки в начале XXвека
|
Традиционная (рассказ и беседа), нетрадиционная (работа с документами, поисковая работа) |
Словесный, игровой, экскурсия, исследовательский, изучение документации. |
Архив музея, компьютер, кроссворд, экспозиции музея. |
Визуальное наблюдение, опрос. |
9 |
«Огненные годы» Топкинского района
|
Традиционная (рассказ и беседа), нетрадиционная (экскурсия, игра, работа с документами) |
Словесный, игровой, экскурсия, исследовательский, решение кроссворда, изучение документации. |
Архив музея, компьютер, кроссворд, экспозиции музея. |
Визуальное наблюдение, опрос. |
10 |
«Главные ворота Кузбасса»
|
Традиционная (рассказ и беседа), нетрадиционная (работа с документами, поисковая работа) |
Словесный, игровой, работа с картой, проблемных ситуаций |
Архив музея, компьютер, кроссворд, экспозиции музея. |
Визуальное наблюдение, опрос, тестирование. |
11 |
История села Зарубино
|
Традиционная (рассказ и беседа), нетрадиционная (экскурсия, игра, работа с документами) |
Словесный, игровой, экскурсия, исследовательский, решение кроссворда, изучение документации. |
Архив музея, компьютер, кроссворд, экспозиции музея. |
Визуальное наблюдение, опрос, тестирование. |
12 |
Музей – хранитель информации
|
Традиционная (рассказ и беседа), нетрадиционная (экскурсия, игра, работа с документами) |
Словесный, игровой, экскурсия, исследовательский, решение кроссворда, изучение документации. |
Архив музея, компьютер, кроссворд, экспозиции музея. |
Визуальное наблюдение, опрос. |
Словарь терминов.
1. Генеалогия – собрание сведений о происхождении, преемственности и родстве родов и фамилий.
2. Генеалогическая картотека – карточка на отдельного представителя рода, в которой содержится информация о члене рода или фамилии.
3. Колхоз (коллективное хозяйство) – производственное объединение крестьян для коллективного ведения сельского хозяйства на основе обобществленных средств производства.
4. Краеведение – изучение истории и природы родного края.
5. Музееведение – наука, изучающая процессы сохранения информации, познания и передачи знаний посредством музейных экспонатов.
6. Ономастика – наука, изучающая происхождение имен собственных (в том числе названий географических объектов).
7. Родословие – изучение истории своей семьи (рода).
8. Совхоз (совместное хозяйство) – крупное государственное сельскохозяйственное предприятие.
9. Топонимика – наука о географических названиях.
10. Фамилия – наследственное имя семьи, переходящее от отца или матери к детям.
11. Экспонат – музейный предмет.
12. Экспозиция – коллекция экспонатов, собранная в музее для показа посетителям.
13. Этнография – наука, изучающая историю, быт, обычаи и традиции какого-либо народа.