Страничка учителя физики Кудрявцевой Светланы Валерьевны
Урок физики.
Учитель – Кудрявцева Светлана Валерьевна
Тема: Электризация тел. Два рода зарядов.
Фрагмент: этап формирование новых знаний, умений и навыков
Цель: формирование знаний, умений и навыков обучающихся обучающихся по теме «Электризация тел. Два рода зарядов».
Задачи:
• создать условия, пробуждающие познавательную активность обучающихся;
• обеспечить эмоциональную поддержку и интерес к изучаемой теме;
• способствовать развитию умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.
Методы и приемы:
· словесные: беседа, рассказ, ответы обучающихся на вопросы учителя;
· наглядные: демонстрация опыта, презентация;
· практические: проведение лабораторных опытов обучающимися;
· стимулирования и мотивации обучающихся: создание проблемной ситуации, частично-поисковая деятельность, создание ситуации успеха, создание ситуации взаимопомощи
Принципы обучения:
· научность,
· последовательность,
· доступность,
· связь с жизнью
Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Средства обучения:
· notebook,
· проектор,
· экран;
Оборудование: палочки из оргстекла и эбонита, шерстяные и шелковые лоскуты, украшения из янтаря, змейка из бумаги, пластмассовая прозрачная коробочка с перцем, кружочки бумаги, инструкционные карты.
План:
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Здравствуйте уважаемые члены жюри.
Ребята ,У меня в руках письмо, адресованное обучающимся 8 «В» класса СОШ №1 г. Топки. Позвольте мне зачитать его.
«Уважаемые восьмиклассники. На нашей планете Х происходят непонятные явления, которые очень усложняют нашу жизнь. Мы то притягиваемся друг к другу, то отталкиваемся, притягиваем различные предметы, сами притягиваемся к ним, то отталкиваемся и разлетаемся в разные стороны. В нашем мире в настоящее время – паника. Рушится устойчивый порядок вещей. Очень просим вас. Помогите, пожалуйста, разобраться в происходящих явлениях и восстановить тот порядок, который был на нашей планете. Очень на вас надеемся.
Жители планеты Х.»
Ребята, я думаю, на просьбу о помощи нельзя не откликнуться. Я помогу вам выяснить, что происходит на этой планете, но для этого вам необходимо познакомиться с таким явлением, как электризация тел, выяснить причину и последствия электризации. Вы должны быть внимательными и старательными, ведь от того, как каждый из вас уяснит для себя, что происходит при электризации тел, будет зависеть ответ, который мы должны отправить жителям планеты.
Запишите, пожалуйста, тему урока «Электризация тел. Два рода зарядов».
2. Организация выполнения лабораторных опытов
Поскольку вы будете заниматься исследованием проблемы, предлагаю создать «Институт изучения проблем планеты Х », в котором я буду директором и по совместительству фотокорреспондентом. Вам же предлагаю на время стать сотрудниками научных лабораторий и провести исследования.
(установка табличек)
Первый ряд сотрудники лаборатории «Заклинатели змей», второй ряд лаборатория «Волшебной палочки», и третий ряд Лаборатория «Танцующих специй».
На столах у вас инструкции, следуйте им при выполнении работы. После выполнения работы каждая лаборатория выступит с отчетом. Можете приступать к работе. Выполняете опыты, пока звучит музыка.
Класс |
Тема |
8 |
«Электризация тел. Два рода зарядов » |
Лабораторный опыт: Изучение электризации тел. Порядок действия |
Действия |
Рисунок прибора |
1.
|
Прикоснись эбонитовой палочкой к «голове» бумажной змеи. Подними палочку. (Бумажная змея остаётся на месте.) |
|
2.
|
В течение 1 минуты энергично потри эбонитовую палочку о шерстяной лоскут. |
|
3.
|
Прикоснись эбонитовой палочкой к «голове» бумажной змеи. |
|
4.
|
Медленно подними эбонитовую палочку. ( Бумажная змея должна подняться за линейкой) |
|
5. |
Подготовь отчет:
|
|
Отчет:
|
||
Вставь пропущенные слова:
Бумажная змея ____________________ к эбонитовой палочке после того, как эбонитовая палочка была потерта о _______________ лоскут. То есть, эбонитовая палочка приобрела свойство __________________ мелкий предмет.
|
Спасибо всем сотрудникам. Для того, чтобы сделать общий вывод, вам нужно ответить на мои вопросы :
1. Каким общим физическим термином можно назвать предметы, с которыми вы экспериментировали? ТЕЛО
2. Какую способность приобрели тела в результате эксперимента? СПОСОБНОСТЬ ПРИТЯГИВАТЬ ДРУГИЕ ТЕЛА
3. После какого действия тела приобрели способность притягивать другие тела? ПОСЛЕ НАТИРАНИЯ.
Сформулируем и запишем в тетрадь первый вывод :
Тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела наэлектризовано, или ему сообщен электрический заряд.
Учитель: Позвольте мне добавить еще одно наблюдение: Электрический заряд может передаваться от одного тела к другому. Ответьте на вопрос: При каком условии тело может передать заряд другому телу? ПРИ СОПРИКОСНОВЕНИИ.
Запишите второй вывод: ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ ТЕЛ ПРОИСХОДИТ ПРИ ИХ СОПРИКОСНОВЕНИИ.
Существует красивая легенда о том, как люди познакомились с явлением электризации.
Легенда гласит, что дочь греческого философа Фалеса Милетского в VI веке до н.э, пряла шерсть янтарным веретеном. Уронив его однажды в воду, стала обтирать веретено шерстяным хитоном и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок, и чем сильнее она вытирала веретено, тем больше налипало шерстинок. Девушка рассказала об этом явлении отцу, тот не замедлил провести эксперимент с различными изделиями из янтаря и обнаружил, что все они после натирания вели себя одинаково.
Именно от слова «янтарь» произошло слово «электричество» (греч. ellektron - янтарь). Украшения из янтаря можно встретить очень часто. Такие украшения сейчас и на мне.
Как вы думаете, какую проблему планеты Х можно уже пояснить на основании сделанных вами выводов?
ТЕЛА планеты НАЭЛЕКТРИЗОВАНЫ
4. Формирование знаний о взаимодействии зарядов.
Спасибо. Нам осталось выяснить, почему жители планеты не только притягиваются друг к другу, но и отталкиваются.
Что бы ответить на этот вопрос проведем опыт. Для этого мне понадобятся трое сильных юношей по представителю от лаборатории. (поясняю задание).
Пока ребята выполняют эксперимент я расскажу классу устройство прибора, который перед вами ( Рассказ о султанах) это металлический стержень к которому прикреплены лёгкие полоски папирусной бумаги, он закреплён на изолирующей подставке, для того чтобы помещенные на него заряды сохранялись на нём.
(обращение к экспериментаторам)
Ребята поясните, что в результате у вас получилось.
------ Почему султан распушился? ---------
Почему полоски бумаги стали отталкиваться друг от друга, почему?
Полоскам бумаги сообщен одинаковый заряд.
Обратимся к учебнику стр. 59 пар 26 абзац 6. найдите какой по знаку заряд приобретает стеклянная палочка потёртая о шёлк?
(Во время чтения можно вставить фото)
Положительный. (прикрепить к султану знак +)
Какой знак заряда приобретает эбонитовая палочка потертая о мех?
Отрицательный. (прикрепить знак -)
Сделаем вывод :Какие два рода зарядов существуют?-------------
Запишите в тетрадь. Существуют два рода зарядов положительные и отрицательные.
Используя заряженные султаны проверим как они взаимодействуют между собой.
Запись в тетрадь. Одноимённые заряды отталкиваются, разноимённые притягиваются.
Теперь можно ответить на вопрос Почему жители планеты Х притягиваются и отталкиваются друг от друга. Ваше мнение? ИМЕЮТ РАЗНЫЕ ЗАРЯДЫ.
5. Формирование знаний о значении электризации.
Хорошо. Мы выяснили, что проблему жителям создает электризация. В письме вас просили не только установить причину, но и помочь. Чтобы решить, какую помощь оказать, нужно выяснить, значение электризации в нашей жизни. Вредна ли она или полезна?
Ребята какие отрицательные действия электризации вам встречались в жизни. ---
Хочу добавить что:
При изготовлении тканей в текстильной промышленности волокна заряжаются, отталкиваются друг от друга, прилипают к металлическим частям машины, путаются, вследствие этого учащаются обрывы.
При обработке тканей на отделочных и сушильных машинах заряды создают электрические поля. Проскакивающие искры могут служить причиной пожара. Для устранения зарядов увлажняют воздух.
В типографиях при работе ротационных машин бумага электризуется, что приводит к ее свертыванию и браку при печатании.
При перевозке горючих жидкостей в автоцистернах жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать возникновения искр и пожара, к корпусу автомашины прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле и отводит заряды в землю.
Электризация не только оказывает отрицательное действие, но и широко используется в быту, медицине и технике. Это копировальные аппараты типа ксерокс, дактилоскопическое определение отпечатков пальцев, очистка зерна от примесей, благотворное влияние отрицательных ионов, на котором основано действие люстры Чижевского, даже ваши домашние питомцы кошки и коты помогают снять положительный заряд, т.к. их шерсть заряжена отрицательно.
6. Подведение итогов.
Итак, уважаемые сотрудники. Мы выяснили, всё что было необходимо для того, чтобы дать ответ жителям планеты Х.
Вспомнимте все, о чем мы говорили, а я предлагаю вам черновик письма, которое мы вместе допишем.
(читает ученик)
Дорогие жители планеты Х. Мы выяснили, что ваши проблемы происходят от того, что тела на планете НАЭЛЕКТРИЗОВАНЫ. При электризации Вам передаются ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЗАРЯДЫ, которые могут быть ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ и ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ. Если вы приобретаете такой же заряд, как и окружающие вас тела, то вы будете ОТТАЛКИВАТЬСЯ от предметов. Если же ваш заряд отличается по знаку от заряда предметов, вы будете к ним ПРИТЯГИВАТЬСЯ. От отрицательных моментов, связанных с электризацией вы можете избавиться с помощью следующих способов: УВЕЛИЧЕНИЕ ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА, ЗАЗЕМЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНТИСТАТИЧЕСКИЪ СРЕДСТ. Для повышения самочувствия советуем вам приобрести ЛЮСТРУ ЧИЖЕВСКОГО и животное, похожее на нашу КОШКУ. Рады были вам помочь. Обучающиеся 8»В класса » СОШ №1.
Я хочу сказать большое спасибо всем сотрудникам лабораторий и особо отметить оценкой «отлично» _______________________, оценкой «хорошо»_______________. Знания должны закрепиться, поэтому дома изучите параграфы 25,26, ответьте на вопросы.
В заключении я представляю вам фоторепортаж о работе лаборатории.
Возможно мы с вами больше не увидимся и я желаю вам почаще находиться в области отрицательных ионов, которые будут притягивать к вам положительных людей . Я благодарю вас за урок, за положительные эмоции, которые я приобрела при общении с вами. А ваше отношение к сегодняшнему уроку вы можете выразить положив жетон, находящийся у вас на столах к султанам с надписью + если урок понравился и к султану со знаком – если не понравился. Желаю удачи на следующих уроках.